Архитектура

Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма.

Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Было воздвигнуто здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. От Адмиралтейства разошлись лучи петербургских проспектов. В начале 19 в. было построено здание Биржи на стрелке Васильевского острова и возведены ростральные колонны архитектором Т. де Томоном. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту Монферрана создан Исаакиевский собор — самое большое здание России того времени.

К.И. Росси завершил формирование петербургских ансамблей зданиями Генерального штаба. Сената, Синода, Александрийского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем столица России Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенным Д.И. Жилярди), Манежа и Александровским садом (архитектор О.И. Бове) под стенами Кремля. Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг. Сад был разбит на месте грязной и мутной речки Неглинки, воды которой заключили в специальные трубы, отведенные под землю. Бове оформил также ансамбль Театральной площади. В 1824 - 1825 гг. по его проектам возведены здания Малого и Большого театров. Ныне находящийся перед ними сквер разбит на месте бывшего плац-парада. К.А. Катон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Он был задуман как символ избавления от нашествия французов 1812 г. и победы русского оружия. Строительство растянулось на многие годы и было завершено лишь в 1883 г.

Существенные преобразования были осуществлены лишь самом центре Москвы, не изменив в целом ее привычного облика. Она оставалась преимущественно деревянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, приспособленное для охоты на зайцев.

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. Там работали талантливые архитекторы Я.Н. Попов В.П. Стасов и др. По проекту Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю.

К концу первой половины XIX в. в архитектуре начал проявляться кризис классицизма. Современников уже утомляли его строгие формы. Он оказывал сдерживающее воздействие на развитие гражданского строительства. Поэтому началась эпоха разнообразных архитектурных стилей. Сдержанность и лаконичность классицизма заменялись излишним украшательством. Получил распространение "русско-византийский стиль", мало связанный с национальными градостроительными традициям (например, Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя и др.).