Антисциентизм в современной западной философии

Если сциентизм базируется на аб­солютизации рационально-теоретической стороны философского знания, то антисциентизм исходит из того, что важнейшим признаком философии является ее ценностный характер, нерациональная и даже иррациональная сторона мировоззрения.

Представителибаденской школы неокантианства, такие, например, какВ. Виндельбанд (1848-1915),Г. Риккерт (1863-1936) обращают внимание на то, что познание - это особый феномен, который нельзя оторвать от культуры, в рамках которой он развивается. Поэтому методы и принципы науки не могут рассматриваться в качестве абсолютного эталона для других форм познания. Более важны, с их точки зрения, существующие системы ценностей, на которых основаны в том числе и познавательные отношения человека с миром. Поэтому основная цель философии - исследование всех систем ценностей, которые су­ществуют в человеческой культуре. Такая установка в известном смысле дала им­пульс для анализа философии, прежде всего, как формы вненаучного, а позже и внерационального сознания.

Иррационалистическая традиция характерна для психоаналитической философии,идеи которой развивали З. Фрейд (1856 - 1939), К. Юнг (1875 - 1961), А. Адлер (1870 - 1937), Э. Фромм (1900 - 1980). Общая идея этой философии - исследование роли бессознательного и подсознательного в структуре личности и деятельности человека. При этом основоположник психоанализа З. Фрейд бессознательное считал центральным, важнейшим компонентом человеческой психики. По К. Юнгу, в бессознательном берут начало “архетипы”, или формальные образцы поведения человека.Э. Фромм стремился установить взаимосвязи между бессознательным и социальной средой личности.

Экзистенциализм. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм. Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование), или “философия существования” возник в Германии после первой мировой войны, когда духовная атмосфера характеризовалась унижением и унынием, связанным с военным поражением кайзеровского милитаризма. Новая волна экзистенциализма стала подниматься во Франции в период оккупации и особенно после второй мировой войны. Позор поражения и национального унижения, ужасы фашистского террора, а также страх французского обывателя перед возможной коммунистической революцией - таковы социально-психологические мотивы французского экзистенциализма.

Различают религиозное направление экзистенциализма: Г. Марсель (1889-1973), К. Ясперс(1883-1969), Н.А. Бердяев (1774-1948), Л. Шестов (1866-1938); атеистическое направление: Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960); особняком стоит философия М. Хайдеггера(1889-1976), в явном виде не примыкающая ни к тому, ни к другому направлению.

Экзистенциализм — своеобразная философия, не умещающаяся в рамки традиционных представлений. Она использует причудливые категории, с трудом переводимые на ус­тоявшийся язык традиционной философии. Ее специфичность обуслов­лена особым интересом к смысло-жизненным вопросам, первое место среди которых занимают про­блемы человеческого существования, судьбы личности в современ­ном мире, понимание смысла жизни, осмысление вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и долгу, наконец, к смерти.

Согласно экзистенциализму философия не должна заниматься проблемами науки, ее главная задача - исследование вопросов человеческого бытия (существования). Предметом философии эти мыслители объявляют бытие. Однако это понятие столь широко, что его познание, с их точки зрения, практически невозможно. Однако есть один вид бытия, достаточно хорошо человеку известный: это наше собственное бытие. Человек отличается тем, что, даже не зная, что значит быть, он может сказать: “Я есть”. Поэтому к бытию, по мнению экзистенциалистов, можно “проникнуть” через наше “существование” (экзистенцию). Но познать его рационально (в научных понятиях) невозможно, ибо человек никогда не сможет посмотреть на себя со стороны, стать для самого объектом познания. Поэтому “существование” можно только пережить и описать его так, как оно открывается внутреннему чувству в непосредственном переживании. Таким образом, ведущая посылка экзистенциализма состоит в том, что именно эмоции и должны стать первостепенным объектом исследования.

Главный интерес экзистенциалистов сконцентрирован на исследовании тех состояний человека, которые проявляются в его пережива­ниях и эмоциях. Эти философы считают, что людям свойственны чувства постоянного беспокойства, заброшенности, одиночества, и они лишь потому оста­ются человеческими существами, что способны философствовать. По словам немецкого философа А. Хюбшера, “эта философия дала самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности и безнадежности... Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего”[3].

Ключевыми для экзистенциализма являются категории — человеческое бытие, экзистенция, страх, ничто.

Бытие, по представлениям экзистенциалистов, дается непосредственно, в виде собственного существо­вания индивида, или экзистенции. В немецком экзистенциализме для обоз­начения существования употребляется слово “Dasein”, которое бук­вально переводится как “тут-бытие”, как нахождение человека “здесь и теперь”. Отсюда задача философии состоит в анализе бытия человека, застигнутого “здесь и теперь” в конкретном проявлении его переживаний.

Экзистенция — это средоточие человеческой личности, это судь­ба-призвание,которой человек вынужден беспрекословно подчи­няться,это боязнь не исполнить предназначения, ради которого человек готов жертвовать не только благами, но и жизнью. В былые времена такое предназначение определялось верой и религиоз­ными идеалами. Однако по мере секуляризации общества такие идеалы утратили свою притягательную силу для многих людей. В результате человек оказался перед лицом мира без Бога, толкуемого как “ничто”, как глубочайшая тайна экзистенции. “Ничто” принадлежит самому человеческому бытию и раскрыть его природу, раскрыть сущность бытия — задача истинной философии.

Для экзистенциализма интересен прежде всего индивидуальный, сам в себе замкнутый человек. Общество зачастую изображается как абсолютно враждебная человеку сила, отнимающая у него индивидуальность. Для Хайдеггера такое общество - это “безличное оно” (das Man).

Человеческое существование экзистенциалисты разделяют на “подлинное”, которое соответствует сущности человека, и “неподлинное”. В обществе, которое в любом варианте ограничивает человеческую свободу, человек обречен на “неподлинное существование”. В то же время и подлинное существование носит в экзистенциализме трагический окрас. Чтобы познать смысл подлинного существования, человек должен осознать свою “смертность”, “бренность”. Иначе говоря, лишь перед лицом смерти можно глубоко познать мир. Таким образом, “подлинное бытие” - это “бытие-к-смерти” (или в религиозном варианте - “бытие-к-Богу”).

Когда же сущность бытия открывается человеку наиболее полно? Экзистенциалисты утверждают, что это условия “пограничных ситуаций”, т.е. таких жизненных обстоятельств, при которых особенно наглядно обнаруживается жестокость и враждебность мира: страдания, вина, борьба. Именно в этих ситуациях с помощью интуиции и познается мир. Наиболее показательный пример “пограничной ситуации” - это бытие перед лицом смерти, а наиболее типичный - страх, как “прапереживание” (первоначальное переживание), лежащее в основе всего существования. Познавательное значение страха состоит в том, что он сопоставляет существование с его противоположностью, или “ничто”. Поэтому для многих экзистенциалистов человек есть его страх.

Этап преодоления "пограничных ситуаций" наиболее важен для само­сознания человека. Осознание их является, по К. Ясперсу, главным источником фило­софии. В обыденной жизни человек "забывает", на­пример, что он смертен и что его жизнь конечна. Лишь в пограничной ситуации, когда во­прос его существования ставится в наиболее радикальной форме, чело­век становится самим собой, вынужден прямо выбирать между добром и злом, жизнью и смертью, верой и разумом и т.д. Наука же - это своеоб­разная попытка людей обезопасить себя перед необходимостью отвечать на подобного рода вопросы за счет освоения предметного мира, овладе­ния им.

Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, которая понимается как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он сам себя свободно выбирает.

Понятие свободы состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, которая формируется под влиянием естественной или общественной необходимости, а самостоятельно осуществлял свой выбор. “Экзистенция” (существование) выражает уникальность судьбы каждой личности. Вопрос о том, “быть или не быть самим собой”, решается каждым развитым человеком. В таком понимании свободы выразился протест экзистенциализма против приспособленчества и конформизма, характерных для рядового обывателя, поставленного в положение винтика огромной бюрократической машины, в которой он не способен что-либо изменить.

Экзистенциализм - чрезвычайно сложное и противоречивое явление, его однозначная оценка в любом случае была бы упрощенной. Так, принцип индивидуализма в этой философии отнюдь не означает полного отстранения от общественной жизни и даже борьбы. Так, СартриКамю были участниками движения Сопротивления во Франции. Однако все социальные проблемы ими рассматриваются исключительно как индивидуальные, а вовлеченность в решение этих проблем - исключительно как добровольное и личное дело каждого человека.

Таковы общие принципы экзистенциализма, главные познавательные усилия которого направлены на изучение неповторимой жизненной ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего мира. Лейтмотив экзистенциальной философии — протест против порабощения человека внешними общественными силами.

Дидактика философии. Один из постоянных тезисов антисциентизма связан с утверждением о том, что философия - это не теория, а особый мыслительный процесс. Современный немецкий философ И. Шмуккер-Гартманна основе этого тезиса строит своеобразную философскую концепцию - "дидактику фи­лософии".

Его тезисы: философия и наука - это антиподы; наука - это теория, а философия - акт мышления. Поэтому наука усваивается через запоминание. В философии все обстоит по-другому. Способ­ность к философии присутствует в каждом человеке, и обучение фило­софии поэтому есть умение раскрыть эту способность в конкретной личности. Шмуккер-Гартман отмечает в качестве недостатка обучения философии то, что чаще всего при этом какая-то одна концепция признается в качестве эталонной. Нередко обучение философии подменяется кратким изложением истории развития ее концепций. В итоге такого обучения человек относительно полно усваивает какую-то одну концепцию или же получает поверхностное представление о многих из них.

При понимании философии именно как "дидактики философии", на первый план выступает сам процесс обучения и самообуче­ния особой культуре мышления. Чело­века необходимо научить ориентироваться в мире, показав ему, что ориентация на уровне обыденного сознания является во многом лишь случайной, она связана с осознанием бытия на самых его при­митивных уровнях. Философское же мышление приводит к по­знанию наиболее сложных структур бытия.

Наука, основанная на вере в рациональное, разрушает мир, а философия, по Шмуккеру-Гартману, ведет к надрационалъному постижению бытия, она объединяет познание, сознание и веру в единую гармо­нию.