Неотомизм.
Своеобразной разновидностью современной рационалистической философии является неотомизм — официальная философская доктрина католической церкви, которая основана на учении средневекового философа Фомы Аквинского (1225-1274). Она широко распространена ныне в странах католического вероисповедания, особенно во Франции и в Бельгии.
Это учение обычному человеку может импонировать по целому ряду оснований.
Формально оно:
провозглашает права разума и науки,
выступает против иррационализма, мистики, субъективизма;
признаёт существование окружающего мира не зависимым от человека,
объявляет своей задачей формирование философии как мировоззрения.
Неотомизм признан “единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам”, с 1879 года, когда была опубликована соответствующая энциклика (послание) папы Льва XII.
Международным центром неотомизма является Высший институт философии при Лувенском католическом университете (Бельгия). Виднейшие представители неотомизма - Ж. Маритен (1882-1973), Э. Жильсон (1804-1978), Й. Бохеньский(р. 1902), Г. Марсель (1889-1973), П. Тейяр де Шарден(1881-1955).
Задачей философии, с точки зрения неотомистов, является рациональное (теоретическое) обоснование догматов богословия.
Системообразующим принципом неотомизма является унаследованный от Фомы Аквинского принцип гармонии веры и разума. Аквинат считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры.
Современные неотомисты развивают эти идеи.
Так, Э. Жильсон рассматривал философскую систему Фомы Аквинского как “вечную философию”, объясняющую все проблемы бытия, и ратовал за ее возрождение. С помощью томизма он считал возможным достичь гармонии между философией и верой и полагал философские и богословские истины равнозначными.
Вождь неотомизма Ж. Маритен современную философию рассматривал как цепь заблуждений, и предлагал путь назад - через ДекартаиРуссокФ. Аквинскому.
Неотомизм исходит из того, что религиозная вера и рациональное познание не противоречат друг другу, не исключают одно другое, а при правильном употреблении друг друга дополняют. Это не антиподы, а два источника одного потока, два пути, ведущие к одной и той же цели. При этом и у веры, и у разума своя “мера ответственности”.
Неотомисты не сомневаются в существовании объективного мира. При этом они выделяют,
во-первых, “мир естественный”, или сотворенный. Именно этот мир и признана познавать наука, давая рациональное знание, основанное на внешнем опыте человека.
Во-вторых, выделяется “мир сверхъестественный”, или мир творящий, мир Бога. Сокровенная тайна этого мира науке недоступна, она находится в руках религии, открывается лишь в процессе божественного откровения.
Таким образом, разум и вера дают истину об одном и том же, но на разных уровнях. Источник веры, в конечном счете, — божественное откровение. Истины, приобретаемые непосредственно из этого источника, безусловны, абсолютны. Гарантом является их божественное происхождение.
Источник рационального познания — человеческий разум.
При всем несовершенстве разума нет оснований пренебрегать им и не отвергать его. В самом деле, ведь не зря Бог “внедрил свет разума в человеческое мышление”. Но не все доступно человеческому разуму, предоставленному самому себе, и не всегда на него можно положиться.
Существуют истины, которых ум человеческий не способен достигнуть, и откровение открывает тайны бытия, не доступные разуму.
Пытаясь примирить религию и науку, неотомизм подчеркивает, что
христианство не может находиться вне научной лаборатории нашего времени, что будущее томизма существенным образом зависит от того, смогут ли его представители компетентно участвовать в спорах по математике, физике, биологии, психологии, социологии и другим дисциплинам.
Так, канадский неотомист Б. Лонерган (1904-1984) утверждает, что именно благодаря готовности ученых принимать на веру результаты, полученные их коллегами в прошлом и настоящем, возможно развитие науки и разделение труда между группами специалистов. Наука, говорит он, часто противопоставляется вере, но фактически вера играет такую же значительную роль в науке, как и других областях человеческой деятельности.
Доказательства бытия Бога, представленные Фомой Аквинским, неотомизм стремится дополнить выводами из современного естествознания.
В качестве подобных выводов рассматривается, например, теория “расширяющейся Вселенной”. Если Вселенная расширяется, значит, она была сосредоточена в одном “праатоме”, следовательно, была сотворена. Таким образом, бытие всех вещей зависит от божественной воли, а конечное бытие создано по образу и подобию Бога как совершенного бытия.
Специфической разновидностью неотомизма является учениеП. Тейяра де Шардена, разностороннего ученого и исследователя.
На основе предложенного им “закона сложности сознания” философ выводит увеличение психического в космосе и появление все более высокоорганизованных форм: “преджизни” (литосфера), “жизни” (биосфера), “мысли” (ноосфера) и “сверхжизни” (точка Омега).
Из этой точки регулируется вся эволюция: “Космическая функция Омеги состоит в том, чтобы положить начало единодушию мыслящих частиц мира и поддерживать его своим влиянием”[2].
Значение неотомизма состоит, прежде всего,
в постановке проблемы о взаимосвязи веры и разума, религии и науки,
в стремлении сформировать целостное мировоззрение для ответов на вечные проблемы бытия.
Круг проблем, рассматриваемых в неотомизме, весьма широк:
это и учение о действии и потенции;
о субординации сущего в соответствии с его наполненностью бытием;
учение о познании, прежде всего и взаимосвязи чувственного и рационального познания; совокупность этических проблем.
Вместе с тем неотомистская философия во всех ее разделах - в онтологии, гносеологии, антропологии, этике, эстетике - теоцентрична, направлена на утверждение и оправдание религии в ее определенном, римско-католическом исповедании. Богословие, учение о Боге является осью, вокруг которой вращается вся ее проблематика и аргументация.