Координационное совещание

 

Для того чтобы принять решение о внедрении СЭМ, руководителям организации нужно, во-первых, иметь соответствующие мотивы (и, соответственно, иметь определенное представление о выгодах и преимуществах, связанных с СЭМ). Во-вторых, им нужно понимать характер и масштаб необходимой для внедрения СЭМ деятельности, в том числе, требуемые для этого ресурсы.

Мотивация руководителей первична, она определяет, будет ли вообще рассматриваться вопрос внедрения СЭМ. Источниками информации о СЭМ для руководителей служат публикации в профессиональных изданиях и СМИ, дискуссии с другими руководителями отрасли и региона, маркетинговый анализ (поведение конкурентов или партнеров). Созданию необходимых мотивов способствуют и внутренние докладные записки.

Одним из определяющих факторов, заставляющих рассмотреть возможность внедрения СЭМ, является успех проекта по внедрению СМК в организации. Вообще же, внедрение СЭМ в принципе могут рассматривать только руководители, ориентированные на долговременное развитие организации.

Для того чтобы организация могла разработать, внедрить, поддерживать и совершенствовать СЭМ, высшее руководство должно трезво оценивать внутренние и внешние возможности СЭМ, понимать ее роль в управлении предприятием и в природоохранной деятельности, роль высшего руководства в СЭМ. Консультантам же, в свою очередь, для эффективного внедрения СЭМ, необходимо знать: цели внедрения СЭМ и предполагаемую область охвата; как устроена система управления предприятием и природоохранной деятельностью; о наличии и характере опыта внедрения СЭМ и СМК в организации, а также о наличии обученного персонала.

Обычным способом решения возникающих у обеих сторон вопросов является семинар/совещание, в котором принимают участие руководство и консультанты. Формат «семинар/совещание» дает возможность представить и разносторонне обсудить все ключевые вопросы. В том случае, если решение о внедрении СЭМ уже принято (например, головной компанией), этот этап может перерасти в информационно-обучающий семинар для руководителей.

Если у руководства возникает интерес или необходимость в обсуждении вопросов внедрения СЭМ, но консультант компанией не выбран или принято решение о работе без консультанта, информацию могут представить и собственные сотрудники (специалист СМК и/или начальник отдела охраны окружающей среды т. п.). Следует помнить, что этим специалистам, не работающим непосредственно с руководством, «может не хватить авторитета», поэтому на таком семинаре следует обеспечить максимально доброжелательную атмосферу.

Другими вариантами получения необходимой руководству информации может быть участие представителей руководства в обучающем семинаре (что достаточно сложно в силу ограниченного времени, которое руководители могут выделить); обмен опытом в полуформальной атмосфере - отраслевые или районные семинары руководителей.

Высшие руководители малых предприятий могут получить достаточный объем информации за счет участия в семинарах, изучения соответствующей литературы, но такой вариант не является типичным. Но и в этом случае потребность в координационном совещании остается в связи с необходимостью достичь взаимопонимания всех основных руководителей в отношении внедрения СЭМ и их ролей.

Участниками совещания должны быть все руководители высшего звена (руководители основных функциональных направлений), обычно:

- генеральный директор;

- директор по производству/главный инженер; также - главный технолог, главный энергетик;

- финансовый директор и/или коммерческий директор;

- директор по качеству/начальник отдела качества;

- директор по снабжению/маркетингу;

- директор по персоналу начальник отдела кадров;

- начальник отдела охраны окружающей среды;

- начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности;

- начальник отдела информационного обеспечения;

- начальник юридического отдела.