Системность как принцип менеджмента

 

Впервые вопрос об общих принципах управления был поставлен Анри Файолем еще в начале XX века. Он подчеркивал, что основой теории управления является общая теория систем, а само управление может быть определено как упорядочение системы. Таким образом, системность представляет собой ведущий принцип управления.

В практике развития бизнеса принцип системности означает объективную оценку исходной ситуации, всестороннюю проработку принимаемых решений, детальный анализ вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях и уровнях. Фактически, концепция устойчивого развития, предполагающая экономический рост при соблюдении условий сохранения экологического равновесия и достижения социальных целей, является отражением принципа системности управления на государственном и надгосударственном уровнях.

Но вернемся на уровень организации. Уже сам термин включает понятие упорядоченности (от лат. organizo - придаю стройный вид) и в одном из смысловых значений подразумевает строение (устройство) системы; в экономике чаще всего понимается как форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры. В контексте настоящего пособия будем придерживаться терминологии стандартов в области систем менеджмента.

В условиях рыночной экономики существование организаций определяется, прежде всего, качеством продукции и услуг, которые они способны предложить своим клиентам, и поэтому стратегия современных предприятий ориентирована на достижение коммерческого успеха через качество. Не вдаваясь в терминологические детали, подчеркнем, что понятие качество, претерпев значительные изменения в XX столетии, рассматривается сегодня следующим образом.

 

Качество Степень соответствия совокупности неотъемлемых характеристик требованиям. ISO 9000:2000   Удовлетворение потребителя Позиция потребителя в отношении степени, в которой его требования были удовлетворены. ISO 9000:2000

 

Как видно, развитие современных систем менеджмента неразрывно связано с развитием представлений о качестве, о потребностях клиентов и общества в целом и, наконец, о том, как должна быть организована система, обеспечивающая достижение успеха организации через совершенствование качества.

Современные системы менеджмента отвечают тенденциям развития бизнеса и общества в целом, и в частности - тенденции развития рыночной экономики: децентрализации управления, активной интеграции сетей поставщиков и привлечению подрядчиков к выполнению определенных функций в компании (аутсорсинг), вниманию к жизненному циклу продукции, растущей роли информационных технологий.

Все современные модели систем менеджмента основаны на цикле Деминга - цикле периодического планирования, выполнения, оценки и пересмотра деятельности. Основной его принцип - планирование первично, и если нет веских оснований к отклонению от них, планы на определенный цикл должны быть выполнены. Тогда становится возможной оценка и корректировка не только непосредственно ошибочных, но и неэффективных действий, совершенствование моделей и механизмов планирования для достижения новых, последовательно развивающихся целей. Кроме того, такой подход позволяет наладить регулярную деятельность, уменьшить зависимость от ошибок или возможностей конкретных людей. Идее цикла Деминга отвечает и принцип последовательного улучшения системы менеджмента.

Задача моделей систем менеджмента - обеспечение функционирования тех элементов управления, которые позволили бы решать задачи, стоящие перед организацией в конкретной сфере деятельности. В свою очередь, стандарты, определяющие требования к системам менеджмента, предлагают организациям подходы, которым необходимо следовать для того, чтобы разработать и обеспечить функционирование надежной системы менеджмента.