ЛЕКЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

Тестирование применяется в практике учебной деятельности для контроля и оценки знаний обучающихся.

Педагогический тест - система заданий специфической формы, позволяющая объективно и функционально, независимо от преподавателя, измерить уровень образовательных достижений обучаемых, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания.

Тесты классифицируются:

по уровню контроля: вступительные; текущие; тематические; тесты промежуточной и итоговой аттестации;

по содержанию: гомогенные (основанные на содержании одной дисциплины); гетерогенные (основанные на содержании нескольких дисциплин), в свою очередь подразделяющиеся на полидисциппи-парные тесты (набор гомогенных тестов по отдельнымдисциплинам) и междисциплинарные тесты (каждое задание такого теста включает элементы содержания нескольких дисциплин);

по методологии интерпретации результатов:

· нормативно ориентированные (позволяют сравнивать учебные достижения отдельных испытуемых друг с другом);

· критериально ориентированные (позволяют измерить уровень индивидуальных учебных достижений относительно полного объема знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены обучаемыми по конкретной дисциплине);

по форме предъявления: бланковые; компьютерные ординарные; компьютерные адаптивные.

При разработке плана теста делается примерная раскладка процентного содержания разделов и определяется необходимое число заданий по каждому разделу дисциплины, исходя из его важности и количества часов, отведенных на изучение раздела. В спецификации теста фиксируется структура, содержание проверки и процентное соотношение заданий в тесте. Кроме того, целе­сообразно указать рекомендуемый автором вес каждого задания, реко­мендуемое время выполнения теста, рекомендуемая стратегия располо­жения заданий в тесте (как правило, по степени нарастания сложности).

Критерий оценки «зачтено» может быть установлен от 56% для оценки текущей успеваемости по непрофилирующим дисциплинам до 85% для аттестационных тестов по специальным дисциплинам. После составления теста целесообразно методической комис­сии кафедры (экспертам) оценить соответствие заданий области содер­жания и целям тестирования, а также провести внутреннее пробное тестирование преподавателей кафедры. Осуществляется предваритель­ная корректировка теста, а также определяется, в сравнении с временем тестирования преподавателей, время тестирования обучающихся. По замечаниям экспертов задания корректируются и проводится пробное (пилотное) тестирование в аудитории. Нельзя сообщать обучающимся, что они участвуют в пилотном тестировании, так как в этом случае можно получить некачественные ответы.

Требования к составлению тестовых заданий: В тесте должна быть устранена двусмысленность и неясность формулировок. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов. Задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2-3 ключевых слова для данной проблемы. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других. Из вариантов ответа обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст заданий. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов. Частота выбора одного и того же номера места правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова.

Принципы отбора содержания тестовых заданий:

Принцип конгруэнтности. Заключается в соответствии содержания педагогического теста содержанию учебной дисциплины. Задания? теста должны в правильной пропорции охватывать все важные аспекты области исследования.

Принцип значимости. Отражает необходимость включения в тесты только наиболее важных, базовых знаний, отражающих сущность содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений. *.'

Принцип научной достоверности. Заключается в том, что все спорные точки зрения следует исключить из тестовых заданий.

Принцип соответствия содержания теста уровню современного состояния научного знания. Предполагает постоянное совершен­ствование теста, добавляя новые тестовые задания и исключая устаревшие задания.

Принцип возрастающей трудности тестовых заданий. Согласно этому принципу, тестовые задания располагаются по степени воз­растания сложности поставленных вопросов. Каждый учебный элемент имеет некоторую усредненную меру трудности, на кото­рую и следует ориентироваться.

Контрольные вопросы

1) Раскройте понятие и назовите виды тестов.

2) Назовите Цели и задачи тестирования.

3) Дайте классификацию тестов.

4) Какие достоинства и недостатки тестирования как вида самостоятельной работы вам известны?