Рентабельность деятельности предприятия торговли: сущность, показатели, значение в условиях конкуренций, пути повышения.

Сумма прибыли характеризует достигнутый предприяти­ем эффект. Для характеристики эффективности торговой де­ятельности и сравнительного анализа уровня хозяйствования отдельных предприятий используют показатель уровня при­были или рентабельности. В обобщенном виде рентабельность характеризует со­отношение прибыли с затратами или ресурсами. Показате­ли рентабельности рассчитываются как на основе прибыли до налогообложения, так и на основе чистой прибыли.

При изучении рентабельности и решении различных эко­номических задач применяется система взаимосвязанных показателей. Основными показателями рентабельности явля­ются:

рентабельность продаж (процентное отношение при­были от продаж за определенный период к обороту
предприятия за этот же период). Необходимо отметить, что этот показатель отражает долю прибыли в рознич­ной цене товара, но не раскрывает степень эффектив­ности использования ресурсов и текущих затрат;

рентабельность текущих затрат (процентное отно­шение прибыли от продаж за определенный период к издержкам обращения (расходам предприятия пита­ния) за этот же период);

рентабельность основных фондов (процентное отно­шение прибыли (до налогообложения или чистой) за определенный период к средней стоимости основных фондов за этот же период);

рентабельность оборотных средств (процентное от­ношение прибыли (до налогообложения или чистой)
за определенный период к средней сумме оборотных средств за этот же период);

рентабельность расходов на оплату труда (процент­ное отношение прибыли (до налогообложения или чис­той) за определенный период к сумме расходов на оп­лату труда за этот же период);

рентабельность совокупных ресурсов (процентное от­ношение прибыли (до налогообложения или чистой) за
определенный период к средней стоимости совокупных ресурсов за этот же период);

рентабельность капитала (процентное отношение прибыли (до налогообложения или чистой) за определенный период к средней стоимости вложенного ка­питала за этот же период). Этот показатель является наиболее важным, так как в рыночной экономике осо­бую значимость имеют конечные результаты деятель­ности. Рассчитывают рентабельность собственного и заемного капитала, позволяющую глубже раскрыть эффективность использования ресурсов. Однако при расчете названных показателей существует слож­ность раздельного определения размера прибыли, принесенной вложением собственных средств, и при­были, полученной от использования заемного капита­ла. Показатель рентабельности капитала позволяет оценить эффективность использования средств, дает представление об отдаче вложенного в дело капитала, дает возможность сравнивать результаты деятель­ности торговли с другими отраслями, решать вопрос о направлении прибыли в различные сферы деятель­ности.

Кроме перечисленных показателей эффективность де­ятельности предприятия характеризуют показатели прибыли на одного работника, на 1 кв. м торговой площади на предпри­ятиях торговли, на одно посадочное место на предприятиях пи­тания и другие.

В обобщенном виде для увеличения прибыли и рентабель­ности предприятию необходимо расширять масштабы деятель­ности, повышать уровень доходов, снижать уровень издержек обращения (издержек производства и обращения предприятий питания) и прочих расходов. Основными направлениями роста прибыли и рентабельности предприятий торговли и питания являются:

• увеличение объема оборота, для чего необходимо рас­ширять рынки сбыта, повышать качество торгового обслуживания, применять новые формы продаж;

• совершенствование структуры оборота, для чего необ­ходимо формировать ассортимент с учетом спроса населения, повышать долю продукции собственного про­изводства в обороте предприятий питания;

• пересмотр и повышение экономической обоснованнос­ти размеров торговых надбавок и наценок;

• увеличение в общем объеме оборота доли товаров с бо­лее высокими размерами торговых надбавок;

• поиск новых более выгодных поставщиков товаров, со­кращение числа посредников;

• изыскание возможностей получения операционных доходов;

• соблюдение режима экономии, недопущение нерацио­нальных расходов и потерь и др.

Следует отметить, что конкретные резервы повышения прибыли предприятий различны и зависят от условий их де­ятельности, факторов внутренней и внешней среды.