Шестнадцатифакторный опросник Кеттелла в криминологическом исследовании личности преступника
(Отрывок из книги: ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ. – М., 1988, с.43-49).
…Успешное изучение личности преступника требует, в зависимости от целей исследования, применения различных специальных психологических методик, и особенно тех, которые позволяют дать наиболее полную характеристику личности, ориентированную на решение прикладных задач. К одной из таких методик и относится шестнадцатифакторный опросник Кеттелла. Он является аналитическим методом изучения личности и предназначен для описания и характеристики личности по шестнадцати психологическим параметрам. Этот опросник представляет собой один из самых мощных анкетных методов изучения личности наряду с такими известными, как опросник Айзенка в ММРI (в модификации на русском языке — методика многостороннего исследования личности). Но в отличие от ММРI, достаточно широко применяющейся для изучения личности преступника, 16-факторный опросник в криминологических и пенитенциарных исследованиях практически не используется, что является аргументом в пользу того, чтобы специально рассмотреть сущность и возможности этой методики. По сравнению с ММРI, отличающейся ярко выраженной клинической, психиатрической направленностью, опросник Кеттелла ориентирован скорее на выявление чисто психологических характеристик личности, имеющих большое прикладное значение. Недостатком, по сравнению с ММРI, является отсутствие шкал достоверности, позволяющих корректировать результаты обследования. Обе методики, как показал наш опыт, являются взаимодополняемыми по характеру получаемой с их помощью информации, и поэтому при проведении фундаментальных исследований личности преступника целесообразно применять их вместе, что позволит получить более достоверные, точные и всесторонние результаты.
Шестнадцатифакторный опросник был создан Р. Кеттеллом на основе понятий, сформулированных в английском языке, для характеристики личности и поведения человека. Исключив все синонимы среди этих понятий, автор создал что-то вроде основы для описания личности или перечень поверхностных (поскольку наблюдаются извне) черт личности. Полученный перечень черт был применен первоначально для получения мнения друг о друге группы из 100 испытуемых. Факторный анализ результатов привел автора теста к выделению так называемых «основных первичных свойств личности» или исходных черт, факторов личности. Эти исходные личностные черты как бы содержат в себе все поверхностные, обобщая их. Например, такой фактор, как шизотимия, содержит в себе следующие поверхностные личностные черты: холодность, подозрительность, ригидность и т.д. Исходные личностные черты или факторы, по мнению Р. Кеттелла, и составляют структуру личности, знание которой позволяет предсказывать поведение человека в той или иной ситуации. Таким образом, личность, по Р. Кеттеллу, — это совокупность черт или, как более точно предложил Дж. П. Гилфорд, «личность индивида есть специфическое созвездие черт». Такой подход к личности был подвергнут серьезной критике, и, прежде всего за то, что выделенные факторы представляют собой бессистемный набор качеств, да и сам по себе факторный анализ индивидуальных свойств, по мнению, например, А. Н. Леонтьева, является для раскрытия содержания личности недостаточным. Таким образом, практически вся критика теоретических построений Р. Кеттелла сводится к тому, что предложенная им модель личности не является исчерпывающей, а выделенные психологические параметры поверхностны.
Но надо отметить, что необходимо различать теоретический подход к личности и конкретную методику, созданную на его базе. Сам по себе теоретический подход по тем или иным причинам может быть неприемлем, но конкретная методика, тем не менее, своей психодиагностической ценности не теряет. Решающее значение в этом случае имеет интерпретация результатов, а не сам процесс их сбора. Интерпретация же результатов может осуществляться с различных методологических позиций, что и определяет правильность и достоверность полученной с помощью той или иной методики информации.
Тем не менее, с некоторой модификацией модель личности Р. Кеттелла в настоящее время активно используется в советской психологии в чисто прикладных исследованиях, например, для оценки определенных качеств личности специфических профессиональных групп. Практика же использования самой методики Кеттелла—16-факторного опросника — показала, что для углубленных психологических исследований она, конечно, не предназначена, но это совершенно не снижает ее ценность в плане решения чисто прикладных задач. В настоящее время она достаточно широко применяется как за рубежом, так и в нашей стране, особенно при определении профпригодности, подборе и расстановке кадров. Интересные результаты получены с помощью 16-факторного опросника Кеттелла и в исследованиях особенностей личности студентов с различным социально-психологическим статусом в группе.
Надо отметить, что Р. Кеттелл на основе своих исследований создал несколько личностных опросников, по самым удачным и информативным оказался 16-факторный, опыту и перспективе применения которого и посвящена настоящая работа. Он предназначен для обследования людей от 16 лет и старше и состоит из 187 вопросов (форма А опросника), на каждый из которых возможны три варианта ответов: да; не знаю; не уверен, нечто среднее или нет. Перед началом обследования испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен фиксировать свои ответы, по мере прочтения опросника. Предварительно дается соответствующая стандартная инструкция. Среднее время обследования — 1 час. Сама процедура проведения опроса каких-либо специальных знаний от исследователя не требует.
Результаты ответов по опроснику после их обработки дают возможность охарактеризовать личность по 16 основным параметрам (или факторам). Эти параметры являются биполярными (т.е. двухполюсными), полюса определяются противоположными по значению личностными чертами (напр.: общительный — замкнутый). Другими словами, каждый фактор представляет собой своеобразный психологический континуум (т.е. шкалу), на которой можно расположить, всех индивидуумов в зависимости от выраженности у них определенных личностных черт.
Приведем примерную интерпретацию и характеристику всех 16 факторов опросника.
1 фактор (А). Аффектотимия — шизотимия. Высокое значение этого фактора (аффектотимия) говорит об общительности, умении легко устанавливать контакты, хорошо приспосабливаться к среде. Такие люди отличаются эмоциональной выразительностью, добродушием, внимательностью и оптимизмом. Низкое значение этого фактора (шизотимия) свидетельствует о наличии таких личностных черт, как сдержанность, отгороженность, холодность, склонность к критике, недоверчивость, скептицизм. Те, у кого низкое значение этого фактора, эмоционально вялы, ригидны, обладают устойчивыми взглядами и установками, склонны к самоанализу.
2 фактор (В) Интеллектуальность. Высокие показатели свидетельствуют о наличии способности быстро обучаться новому, хорошем интеллектуальном контроле поведения, рассудительности. Низкие показатели говорят о плохой способности к обучаемости, конкретном мышлении и буквальной интерпретации происходящего.
return false">ссылка скрыта3 фактор (С). Эмоциональная устойчивость — неустойчивость. Высокое значение отмечается у эмоционально устойчивых лиц, умеющих объективно анализировать обстановку, хорошо адаптированных. Это зрелая личность, хорошо контролирующая свои влечения. При низких значениях этого фактора личность эмоционально незрела. Такие люди эмоционально неустойчивы, раздражительны, обладают низким порогом фрустрации.
4 фактор (Е). Независимость — подчиняемость. Высокие показатели свидетельствуют о настойчивости в достижении цели, стремлении к лидерству, нетерпимости к авторитетам, агрессии. Низкое значение— о мягкости в общении, уступчивости, зависимости, подчиняемости, легко возникающем чувстве вины.
5 фактор (F). Импульсивность — сдержанность. Высокое значение отмечается у активных, но беспечных людей, стремящихся к постоянным переменам. Низкое — у сдержанных, молчаливых, осмотрительных и осторожных.
6 фактор (G). Внутреннее приятие или неприятие моральных стандартов (зрелость или несформированность морально-этических норм). Высокое значение фактора встречается у людей обязательных, с развитым чувством долга, добросовестных, уравновешенных, поведение которых жестко регулируется их внутренними моральными стандартами. Низкое значение — у людей, чувствующих себя свободными от обязательств, которым не свойственны угрызения совести, плохо прогнозирующих дальнейшее развитие ситуаций, эгоистичных, не приемлющих конвенциальных норм.
7 фактор (Н). Смелость — робость в социальных контактах. Высокие показатели свидетельствуют о хорошей способности к установлению социальных контактов, активности в сфере взаимодействия с другими людьми. Такие люди легко переносят реальную опасность. Низкое значение фактора у робких и застенчивых людей, плохо включающихся в групповое взаимодействие.
8 фактор (I). Мягкость (женственность) - жесткость (мужественность). Высокие показатели характерны для чувствительных, мягкосердечных людей, зависимых и несамостоятельных. Они непрактичны, мечтательны, требуют к себе внимания от окружающих. Низкие показатели встречаются у независимых и самостоятельных людей, практичных и обязательных.
9 фактор (L). Подозрительность — доверчивость. Высокие показатели — свидетельство наличия подозрительности, раздражительности, недоверчивости. Такие люди упрямы, отстаивают свое мнение, даже если оно заведомо неправильно. Низкие показатели по данному фактору говорят о доверчивости, заниженной самооценке, непоследовательности и отсутствии стремления к доминированию.
10 фактор (М). Творческое воображение — практичность. Высокое значение этот фактор имеет у людей с богатым, творческим воображением, с развитым внутренним миром, непрактичных. Они имеют широкий круг интересов, но необщительны, так как поглощены своими идеями. Люди с низким значением этого фактора — живут в реальном мире, практичны и педантичны.
11 фактор (N). Дипломатичность — прямолинейность. Высокое значение фактора коррелирует с социальной опытностью, хитростью, расчетливостью. Низкое — с сентиментальностью, хорошей рефлексией, отсутствием социальной опытности и хитрости, откровенностью.
12 фактор (О). Тревожность — спокойствие. Высокие показатели свидетельствуют о наличии тревоги, депрессии, чувстве вины. Низкие — об уверенности в себе, умении справиться с трудностями.
13 фактор (Q1). Радикализм — консерватизм. Высокое значение фактор имеет у людей, склонных к экспериментированию в жизни, интересующихся нетрадиционными подходами к решению проблем, свободомыслящих. Низкое — у людей консервативных, придерживающихся традиционных решений, осторожных ко всему новому.
14 фактор (Q2). Конформизм — нонконформизм. Высокие показатели свидетельствуют о самостоятельности, стремлении к одиночеству. Такие люди не нуждаются во взаимодействии с социальной группой, руководствуются собственным мнением и идеями. Низкое значение фактора встречается у людей, предпочитающих принимать решения совместно с группой, нуждающихся в постоянной групповой поддержке.
15 фактор (Q3). Высокий или низкий самоконтроль. Высокое значение фактора положительно коррелирует с такими свойствами личности, как самоконтроль, предусмотрительность, внимательность к другим, уравновешенность. Низкое значение фактора свидетельствует о наличии внутриличностных конфликтов, недисциплинированности, небрежности. Такие люди обычно не считаются с общепринятыми требованиями, невнимательны по отношению к другим, плохо работают и группе.
16 фактор (Q4). Высокий или низкий порог фрустрации. Люди с высокими значениями фактора напряженны, беспокойны, легко теряют душевное равновесие, раздражительны. Низкое значение фактора свидетельствует об устойчивости к стрессовым воздействиям, внутреннем спокойствии и уравновешенности.
В 16-факторном опроснике имеется также 4 дополнительных (или, по Р. Кеттеллу, вторичных) фактора: уровень тревоги, интраверсия — экстраверсия, сензитивность — уравновешенность, подчиненность — независимость.
С целью проверки возможностей применения 16-факторпого опросника Кеттелла в криминологических исследованиях нами было обследовано значительное количество преступников, отбывающих наказание в ИТК. На всех них была также получена информация и по другим методикам изучения личности, в частности, и по методике многостороннего исследования личности (ММИЛ). Это дало возможность сравнить данные различных методик, полученные об одном и том же человеке, что повысило объективность и достоверность результатов, а также позволило оценить общую информативность апробируемой методики. Исследование, в частности, лиц, совершивших кражи личного имущества граждан, с помощью 16-факторного опросника Кеттелла показало, что для них характерно снижение факторов С (эмоциональная неустойчивость), G (несформированность морально-этических норм) и незначительное повышение фактора О (тревожность). Фактор С опросника имеет низкое значение не только у лиц, виновных в совершении краж, как показали наши исследования, но и у иных категорий преступников. Этот фактор показывает степень социальной зрелости личности, ее ннтегрированности. Его снижение означает, что поведение начинает определяться ситуацией и зависеть от различных случайных факторов. Такому человеку трудно выработать единую линию своего поведения, он часто оказывается не в состоянии задержать немедленное удовлетворение своих потребностей, даже несмотря на грозящие ему впоследствии неприятности. Аналогичное значение имеет и повышение 4 шкалы ММИЛ (шкалы импульсивности), которое встречается у большинства преступников-рецидивистов. Наличие таких психологических особенностей способствует рецидиву и может служить одной из причин такого поведения. Снижение фактора G также отмечается не только у воров, но и у иных категорий преступников (кроме расхитителей социалистического имущества). Этот фактор, если имеет низкое значение, свидетельствует о несформированности морально-этических норм. Причем подразумевается не сознательное знание норм, а то, в какой степени на бессознательном уровне они участвуют в регламентации поведения человека. Считается, что этот фактор формируется в процессе воспитания ребенка и на его образование влияют поощрения и взыскания, которым он подвергается в детстве. С низким значением этого фактора положительно коррелируют такие личностные свойства, как высокое честолюбие, склонность пользоваться моментом и извлекать выгоду; такого рода люди чувствуют себя свободными от всяких обязательств, им не свойственны угрызения совести. У лиц, виновных в совершении краж личного имущества, отмечается также повышение и фактора О. Это означает, что для них характерны беспокойство, тревога и чисто психологические трудности адаптации. Но поскольку данный фактор определяется в значительной степени актуальной ситуацией, его повышение у этой категории преступников может быть вызвано только условиями отбывания наказания и не является фундаментальным качеством личности.
Представляют интерес и данные, полученные с помощью 16-факторного опросника Кеттелла при обследовании лиц, совершавших преступление, предусмотренное ст. 89 УК РСФСР. У этой категории преступников так же, как и у осужденных по ст. 144 УК РСФСР, отмечается низкое значение фактора С (эмоциональная неустойчивость). Фактор G (зрелость или несформированность морально-этических норм) у них имеет нормативное значение, т.е. такое же, как и у законопослушных граждан, в отличие от осужденных по ст. 144 У К РСФСР. Вместе с тем у осужденных по ст. 89 УК РСФСР отмечается снижение по факторам F (сдержанность), Q4 (высокий порог фрустрации) и почти у 50% обследованных — снижение фактора Е (подчиняемость). Исходя из этих данных можно сделать вывод, что эта категория преступников является более социально адаптированной, что выражается прежде всего в умении (по сравнению с осужденными по ст. 144 УК РСФСР) подчинять свое поведение требованиям ситуации, сдержанности, большей эмоциональной устойчивости и меньшей импульсивности. Особый интерес представляет то, что у этой категории преступников отмечается нормативное значение фактора G. Иными словами, получается, что в своей массе они строят свое поведение в соответствии с усвоенными морально-этическими нормами и групповыми требованиями. Этот фактор, как уже отмечалось, является неосознаваемым и регулирует поведение личности не на уровне знания, что так поступать «нельзя» или «можно», а на уровне неосознаваемых запретов определенных форм поведения, которые не приняты или не одобряются социальной средой. В том числе в его содержании отражается запрет «на взятие чужого». Сам факт наличия низкого значения этого фактора у лиц, совершивших кражу личного имущества, не вызывает сомнений, так как у них не сформированы морально-этические нормы и в том числе запрет «на взятие чужого», что и подтверждается характером совершенного ими преступления. У осужденных же по ст. 89 УК РСФСР значение этого фактора является нормативным, другими словами, можно предположить, что их морально-этические нормы не имеют формальных отличий от общепринятых. С позиции этих данных представляет интерес объяснение причин совершения ими преступлений, ведь они также похитили чужое имущество, но только государственное или общественное. Очевидно, можно предположить, что кража государственного или общественного имущества не осознается ими как нарушение общепринятых норм и групповых требований. Беседы, проведенные с этой категорией осужденных, подтверждают такое предположение. Многие из них не считают, что совершили противоправные действия, свое преступление они часто оправдывают тем, что «взятое ими имущество все равно пропало бы», «все берут», «государство не обеднеет» и т.д. В то же время они отрицают возможность совершения ими кражи личного имущества. При этом характерны высказывания типа: «чужого никогда бы не взял», т.е. они расценивают кражу личного имущества как «настоящее» преступление, поскольку оно наносит ущерб реальному лицу, а государственное же или общественное имущество с их точки зрения «бесхозное», так как реального физического лица, которому они нанесли ущерб, за ним не стоит. Причем можно предположить, что такие убеждения сформированы у этой категории преступников с детства, в процессе воспитания в семье и воздействия ближайшего социального окружения, в котором, очевидно, была принята аналогичная точка зрения относительно государственного и общественного имущества.
Применение 16-факторного опросника Кеттелла в изучении личности преступника показало, что это достаточно информативная методика, которая может существенно помочь в решении ряда конкретных, прикладных задач. Например, как показал наш опыт, ее целесообразно использовать для получения общей психологической характеристики осужденного, позволяющей подбирать для него наиболее оптимальные методы педагогического воздействия; для выявления мотивов совершенного преступления (это возможно только в сочетании с беседой и проективными методами исследования личности), что позволит повысить эффективность индивидуально-воспитательной работы; а также в решении вопросов профпригодности и профориентации. Данные, полученные с помощью этой методики, могут помочь и при прогнозировании поведения осужденного в той или иной жизненной ситуации. В качестве единственного метода изучения личности опросник Кеттелла применять нецелесообразно, и, прежде всего потому, что в нем не предусмотрены индикаторы для выявления «недостоверных результатов, а данные, полученные с его помощью, относятся в большей степени скорее к особенностям темперамента и характера и не позволяют вскрыть глубинные психологические механизмы личности. Поэтому, если перед исследователем стоят задачи, связанные с выявлением мотивации, неосознаваемых конфликтов и других бессознательных психологических феноменов, опросник Кеттелла заменить проективные методы не может.
Задание 2. Законспектировать статью и внедрить на практике полученные знания; исследовать личность преступника с помощью методики ТАТ на базе СИЗО. Представить данные анализа в письменном варианте в виде характеристики (2 часа).