Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся
Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Все это позволяет представить внутреннюю структуру и организацию процесса обучения в виде схемы (с. 147).
Осмысление данной схемы позволяет глубже уяснить сущностную характеристику обучения как педагогического процесса и дидактические подходы к его практическому осуществлению.
Эта схема, во-первых, указывает на то, что обучение носит двусторонний характер и обусловливает необходимость тесного взаимодействия педагога и учащихся на всех этапах учебной работы, начиная с постановки ее целей и кончая проверкой и оценкой знаний. Если на каком-то из этих этапов тот или иной школьник «не включается» в учебно-познавательную деятельность, его обучение прекращается.
Во-вторых, выделение отдельных структурных компонентов этого сложнейшего процесса дает четкое представление о том, как нужно подходить к его организации. Как явствует из схемы, эта организация включает в себя постановку целей учебной работы, возбуждение потребности учащихся в овладении изучаемым материалом, четкое определение его содержания, вовлечение учащихся в познавательную деятельность по его осмыслению, усвоению и т.д.
В-третьих, на схеме показано, что активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения не сводится только к использованию учителем отдельных методических приемов при изложении изучаемого материала, как это иногда представляется. Эта задача должна решаться и при определении целей учебной работы, и при формировании потребностно-мотивацион-ной сферы учащихся, и при структурировании содержания учебных занятий и т.д. – на всех этапах учебного процесса.
Именно с этих позиций и обратимся к рассмотрению сущности и назначения каждого структурного компонента обучения.
Внутренняя структура и организация процесса обучения
ОБУЧАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Определение целей и задач учебной деятельности учащихся | Формирование потребности в знаниях и мотивов учебной деятельности учащихся | Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися | Организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом | Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-волевого характера | Регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся | Оценивание результатов учебной деятельности учащихся | |
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности учащимися | Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение | Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности | Самоконтроль и внесение коррективов в улучшение учебно-познавательной деятельности | Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности | |