Выработка интонационно- мелодической стороны речи

Учитывая особенности и возможности детей с гиперкинезами, приходится отказаться от использования некоторых конкретных методических приемов, в частности физминутки, работы учеников у доски, с наборным полотном, с буквенными и слоговыми кассами. В ряде случаев используются специальные и индивидуально подобранные методы и приемы обучения: утяжеленные ручки для письма, использование компьютеров, магнитных досок и т.д.

Для мозжечковой дизартрии характерна асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией и затуханием голоса к концу фразы. Отмечается трудность воспроизведения и удержания артикуляционных укладов. В фонетическом отношении страдает произношение тех звуков, для которых требуются достаточная четкость и дифференцированность артикуляционных движений (переднеязычные)

Особенности коррекционно- логопедической работы при мозжечковой форме дизартрии

Мозжечковая дизартрия (атактическая) наблюдается при атонически- астатической форме церебрального паралича.

Основными разделами логопедической работы являются : выработка синхронности артикуляции, дыхания и фонации; развитие соразмерности и точности артикуляционных движений; усиление проприоцептивных ощущений и развитие речевого праксиса; речевая игротерапия, логоритмика, пение.

Учитывая все особенности нарушения при мозжечковой форме дизартрии можно выделить несколько основных этаповлогопедической работы:

1. Формирование правильного дыхания:

- дать ощущение движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц живота с целью формирования навыка речевого нижнеребернодиафрагмального или груднобрюшного типа дыхания с тренировкой удлиненного выдоха;

- отработка диафрагмального дыхания без речевого сопровождения;

- сопровождение выдоха длительным звуком с интонацией удовольствия и неудовольствия А______И_______У;

2. Работа над голосом:

- развитие силы голоса; от громкого произношения к среднему, тихому и наоборот (с использованием сказок, порядкового счета...); умение варьировать высоту голоса (в играх- драмматизациях);

3. Развитие тембра голоса:

- подбором соответствующей позы и успокающего массажа снять напряжение в мышцах шеи и гортани;

- отработка ровного, устойчивого, гибкого голоса и уверенного звучания любой высоты; при этом используется повышение и понижение голоса на сонорных согласных М,Н с паузами и без пауз;

5. Работа по развитию интонации:

- отработка интонации вопроса, утверждения, восклицания, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угрозы;

- отработка интонации при помощи логических ударений, выделения ударных слов, пауз, изменения темпа речи (при этом широко используются элементы драматизации и диалог).

 

Основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией:

1) развитие моторики артикуляционного аппарата;

2) формирование навыков правильного произношения и различения звуков;

3) преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой.

Работу над произношением традиционно начинают с подготовительного этапа, который включает в себя:

· массаж

· пассивную, пассивно- активную, активную артикуляционную гимнастику,

· дыхательные и голосовые упражнения;

· формирование фонематических представлений.

Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры. (рассказать отличие массажа)

При дизартрии наряду с сегментарным ручным массажем может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов - - перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой).

· У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание.

Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:

1) для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем;

2) для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами;

3) для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.

Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.

Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.

Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механическоговоздействия – под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя.

Упражнения для нижней челюсти:

1) с механической помощью: движения нижней челюсти вправо – влево, вверх – вниз (логопед держит ребенка за подбородок). Все движения выполняются перед зеркалом;

2) открывание рта через рефлекторное зевание. Облегченный прием – открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть – в положении наклона головы;

3) активные движения: открывание и закрывание рта, щелканье зубами, удержание рта открытым под счет.

Упражнения для губ:

1) удержание губами различных предметов (например, пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра предмета;

2) вытягивание губ «хоботком» – растягивание губ при сжатых челюстях (сначала с механической помощью);

3) вытягивание губ – растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;

4) вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу);

5) втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам;

6) прикусывание нижней губы верхними губами;

7) вытягивание верхней губы за нижнюю;

8) вращательные движения губ, вытянутых «хоботком».

Упражнения для языка:

1) движения языка вперед – назад производят захватыванием кончика языка через стерильную салфетку;

2) прикусывание кончика языка;

3) движения языка вправо – влево (выполнять сначала с механической помощью);

4) поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается между губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы отодвигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь - получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов);

5) присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю челюсть ребенка.

Отрабатываются произвольные мимические движения (хмурить брови, надувать щеки, улыбаться).

Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией дыхания, голоса, формированием фонематических представлений.

Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Вызывается «аналог» звука Приближенное произношение звука является для ребенка с дизартрией определенной ступенью на пути к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа. Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются:

return false">ссылка скрыта

· значительно более длительные сроки работы над каждый звуком;

· необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам;

· опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания);

· соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:

· степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим;

· артикуляционной и акустической близостью звуков;

· возможностью подбора речевого материала, включающего звуки.

Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции).

Среди согласных взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Среди взрывных самый легкий звук – [п]. Среди фрикативныхсамые легкие звуки – [ф], [в], [х].

Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001).