Образование как социальный институт и ценность, «личностный капитал»
В социальные институты и организации люди объединяются для удовлетворения конкретных и особо важных потребностей и целей – иметь работу, создать семью, получить образование и др. Есть в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего шесть. Это базовые социальные институты – семейные, экономические, научные, образовательные, религиозные, политические. Они способствуют воспроизводству общества, социальной стабильности и интеграции, а также обеспечивают социальные изменения и развитие.
Современный институт образования характеризуется массовостью и общедоступностью. Он представляет собой дифференцированную многоступенчатую систему, позволяющую человеку улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки. В России функционируют более 140 тыс. образовательных учреждений, в которых работает около 6 млн. и обучается более 33 млн. человек. Образовательный комплекс имеет контакт с более чем четвертью населения России. Он может быть представлен как совокупность подсистем (табл. 1)
Структура института образования
| |
Таблица 1
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | Образование как социальный институт, тип формальной социальной организации
| |
|
| | | | | | |
|
| | Институциональная социальная организация
| |
|
| | | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | |
|
| | | | | |
|
|
|
|
|
| | | Руководители; родители и другие группы поддержки
| | | |
| | |
| | | |
|
| | | |
|
|
|
| | | Альтернативные: частные, конфессиональные, общественных организаций
| |
|
Система образования имеет статус базового социального института, где действуют свои закономерности, отражающие наиболее устойчивые связи, детерминирующие его функционирование и развитие. Закономерностью развития системы образования является ее обусловленность состоянием культуры труда, общественных отношений, состоянием науки, политики, сферы быта и другой социокультурной деятельностью. Другой важной закономерностью является относительная самостоятельность внутренней социокультурной организации образования и его влияние на общественный прогресс. Оно служит воспроизведению существующих форм деятельности, аккумулирует и перерабатывает ведущие достижения культуры, создает принципиально новый потенциал личности, который должен опережать достигнутый уровень культуры общества. Имеет место и закон расширения сферы действия, освоения новых областей культурной деятельности, повышения роли образования в развитии общества. Искажение, сбои в действии социокультурных механизмов, задержки в действии экономических, технологических, нравственных факторов жизни учащихся и обучающих могут вызвать культурный регресс. Уже несколько лет школа пытается противостоять давлению негативных тенденций, проявившихся в условиях радикального преобразования российского общества. Однако ей все меньше это удается, и бумеранг в виде духовно-нравственного потенциала нового поколения может оказаться тяжелым.
Как важнейший социальный институт общества образование выполняет ряд специфических функций. В них отражена социальная ценность образования, его роль в обществе. Функционирование института образования связано с созданием условий для удовлетворения фундаментальных потребностей общества в социализации его членов и подготовке их к различным социальным ролям.
Отметим наиболее важные из функций. Главная - это трансляция социального опыта и распространение культуры в обществе; она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, научных знаний, достижений в области искусства, моральных ценностей и норм, правил поведения, социального опыта. Другая функция - формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, действующих в данном обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от имеющихся в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В нашем обществе обязательная в недавние годы идеологизация и классовая направленность образования сменилась явным ослаблением нравственной, мировоззренческой ориентации. Парадигма гуманистической, этической педагогики признана педагогической теорией, но остается в значительной мере декларативной и не реализуется в практике деятельности учреждений образования.
Функцию социализации выполняет в обществе прежде всего институт семьи, но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойную задачу – первичной социализации средствами культуры и подготовки к будущему статусу решает институт образования. В современном обществе все большую значимость играет подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре общества, т.е. наделение человека определенным статусом. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными профессиональными учебными заведениями – училищами, институтами, университетами. Однако тенденция усиления участия школы в воспроизводстве социального неравенства в нашем обществе может оказать негативное влияние на выбор модели российского общества и модели образования в будущем. Это собственно социальная (в узком смысле) функция института образования – социальная селекция. Конечным результатом, когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях, является размещение людей по неравным позициям в социальной стратификации общества. Посредством этого достигается воспроизводство и обновление структуры общества, без чего невозможно нормальное его функционирование. Другая важная сторона этой функции размещения в социальном пространстве заключается в том, что она запускает механизм социальной мобильности: получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывает для многих людей путь к профессиональной карьере.
Этим объясняется высокая личностная ценность образования в индустриально-развитых странах мира и распространение во многих слоях общества «синдрома достижения», когда родители с малых лет прививают ребенку потребность в образовании, в достижении успеха. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе. Мы же, уйдя от «синдрома образования», когда практически все выпускники школы хотели продолжить свое образование в высшей школе, пока не пришли к «синдрому достижения», а интерес к образованию проявляется волнообразно, через взлеты и падения. Многие еще путают образование и «корочки-дипломы», решив, что нужно последнее, а не первое.
Сегодня во всех сферах требуются специалисты, способные не только обучаться, но и самостоятельно переучиваться. Поэтому особенно важно помочь молодому поколению осознать ценность образования как «личностного капитала», когда знания, опыт, умения, здоровье, физическое развитие становятся определяющими в развитии общества и самого человека. Именно человеческий, «интеллектуальный капитал» является основным национальным богатством, а образованность, понимаемая как культурно - мировоззренческая, нравственно - эстетическая зрелость, как профессионализм – основой самореализации личности. Образование на микроуровне – это «личностный капитал», запас, резерв, из которого человек черпает возможности для удовлетворения самых разнообразных потребностей и который поэтому надо пополнять, вкладывая в него свои личные, а не только общества и семьи средства, усилия и труд. Образование есть прежде всего процесс самостановления, саморазвития человека, «делания» из себя личности, способной самореализоваться в современном динамично развивающемся обществе, особенно когда оно перестраивается кардинально и быстро.