Подготовка и военная эксплуатация морских и внутренних водных путей
Эксплуатация морского (речного) транспорта является составной частью транспортного обеспечения в военное время, которое заключается в подготовке, эксплуатации, техническом прикрытии и восстановлении средств водного транспорта в целях выполнения воинских перевозок.
К основным элементам морских и внутренних водных путей относятся: морские (речные) порты, флот (судовой состав), а также организации и специальные формирования морского (речного) транспорта.
Морские (речные) пути и порты, используемые для выполнения воинских перевозок, принято объединять понятием морские (речные) пути сообщения (коммуникации).
Подготовка морских (речных) путей сообщений в военное время производится в общем комплексе мероприятий по транспортному обеспечению операции фронта (флота). В подготовку входит:
- оборудование магистральных и подходных фарватеров (судовых ходов), на основных направлениях перевозок на заданную пропускную способность;
- развертывание специальных портов (распорядительных портов, выгрузочных портов);
- оборудование районов погрузки и выгрузки войск, распределение судов по районам рассредоточенной стоянки, с учетом их предназначения;
- расстановка эксплуатационных органов, проведение мероприятий по повышению устойчивости работы путей сообщений, включая маскировку ее объектов, организацию их защиты, охраны, обороны и др.
Специальная подготовка морских и внутренних водных путей проводится в целях обеспечения их устойчивого функционирования в военное время для обеспечения транспортных потребностей ВС РФ и для обеспечения обороноспособности страны в целом.
Одной из основных составляющих морских и внутренних водных путей являются порты.
Специальная подготовка портов, портовых объектов включает в себя:
- общую подготовку портов для работы в военное время;
- подготовку для обеспечения массовых воинских перевозок;
- подготовку для базирования кораблей и вспомогательных судов ВМФ.
Общая подготовка портов для работы в военное время осуществляется в системе гражданской обороны страны и направлена на:
- создание благоприятных условий для их бесперебойной работы и обеспечение перевозок грузов в условиях боевого воздействия противника;
- защиту рабочих и служащих портов от ОМП.
В целях подготовки портов к выполнению массовых воинских перевозок и перевозок для нужд экономики страны в мирное время проводятся мероприятия по технической подготовке водных путей, причалов, складов, портового флота, инженерных сетей, пунктов управления и средств связи, накапливаются средства защиты и строятся защитные сооружения (бомбоубежища), создаются запасные перегрузочные пункты (на базе существующих портопунктов), изготавливаются и закладываются в мобилизационный резерв специальные устройства и приспособления для производства перегрузочных работ.
Эксплуатация морских и внутренних водных путей в военное время, в том числе, при организации и выполнении воинских морских и речных перевозок имеет ряд особенностей.
К основным факторам, определяющим особенности работы морского и речного транспорта в военное время, относятся:
- угроза и боевое воздействие противника;
- организация тылового обеспечения боевых действий и операций сил флота и войск;
- состояние и возможности транспорта на театре военных действий (ТВД).
Боевое воздействие противника является одним из решающих факторов, определяющим условия и возможности использования транспорта в современной войне.
При организации и выполнении воинских морских и речных перевозок в военное время значение этого фактора возрастает в связи с организацией систем морских и речных сообщений в зоне возможного применения противником практически всех видов оружия, включая ядерное.
Одиночное, даже крупнотоннажное, судно, в силу своей маневренности, ограниченных размеров и относительно малой ценности не будет служить объектом для применения противником ядерного оружия.
Поэтому для поражения одиночных судов в военное время, очевидно, будут применяться обычные виды оружия. Однако группа судов, находящихся под обработкой или на переходе, а также специальные порты фронта (флота) могут быть объектом для применения противником, как обычных видов, так и ядерного оружия.
Применение противником ядерного оружия и зажигательных средств по портам может привести к их значительным разрушениям, а для небольших портов и к полному уничтожению.
Воздействие обычными видами оружия может вызвать продолжительные перерывы в работе портов и снижение их пропускной способности.
Морские, а также речные пути в их естественном состоянии обладают высокой живучестью даже в случае применения по ним ядерного оружия. Однако их пропускная способность на отдельных, как правило, мелководных участках и в узостях может быть значительно снижена в результате минных постановок, образования завалов или разрушения путепроводов.
Морские и речные судоходные каналы, шлюзованные участки пути могут быть выведены из строя на длительный период времени.
Поэтому эксплуатация морского и речного транспорта в военное время должна организовываться с учетом возможного применения противником практически всех видов оружия.
Этим определяется необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости работы морского и речного транспорта в военное время. К числу основных из них относятся:
- организация защиты морских (речных) путей сообщений;
- рассредоточение, дублирование и резервирование сил и средств;
- техническое прикрытие и восстановление основных объектов системы.
Мероприятия по защите морских (речных) сообщений в военное время проводятся по линии военно-морского (военного) командования и заключаются:
- в установлении режима плавания судов;
- организации их перехода одиночным порядком или в составе конвоев;
- обороне объектов;
- организации связи, наблюдения, оповещения и т. п.
Проведение мероприятий по защите существенно повышает устойчивость функционирования систем морских (речных) сообщений в военное время.
Рассредоточение судов, устройств и оборудования специальных портов, резервов и запасов позволяет уменьшить объем разрушений и потерь, в случае применения противником ядерного оружия.
Рассредоточение порта приводит к развертыванию его объектов, устройств и оборудования на участке побережья значительной протяженности.
Это ведет к увеличению протяженности внутрипортовых систем и коммуникаций, затрудняет оборону порта, маневр его силами и средствами при изменении транспортной обстановки, увеличивает время нахождения судов под обработкой и обслуживанием.
Создание резерва провозной способности транспортного флота и пропускной способности портов достигается за счет резервирования судов, различного оборудования и ресурсов.
Рассредоточение объектов существующих портов автоматически создает резерв их пропускной способности за счет оборудования причалов в составе неиспользуемых грузовых участков.
Эксплуатация морского (речного) транспорта в военное время должна организовываться с учетом наличия и возможностей сил и средств технического прикрытия, а также состояния и сроков окончания работ по восстановлению разрушенных объектов.
Тесная увязка эксплуатационных планов с планами технического прикрытия и восстановления путей сообщения является необходимым условием устойчивого функционирования систем морских (речных) сообщений в военное время.
Постоянное изменение положения этих районов, односторонность воинских грузопотоков, непрерывное изменение расстояний и направлений воинских перевозок, значительная протяженность морских путей, высокая вероятность воздействия противника по судам на переходе морем, а также необходимость передачи материальных средств на ходу существенно влияют на формы и методы эксплуатации морского транспорта.
Большое влияние на эксплуатацию морского и речного транспорта в военное время оказывают:
- направленность и объемы воинских грузопотоков;
- периодичность перемещения тыловых соединений, частей вслед за войсками;
- темпы проведения боевых операций и др.
Размеры и эффективность использования морского (речного) транспорта при выполнении воинских перевозок зависят от состояния морских (речных) путей, наличия судов, портов, а также сил и средств для его подготовки, эксплуатации, технического прикрытия и восстановления.
Состояние морских (речных) путей определяется наличием фарватеров, их габаритами и минной обстановкой на бассейне. Оно определяет объем восстановительных и тральных работ, грузоподъемность используемых судов и протяженность эксплуатируемых участков.
От количества и типового состава судов в системе морских (речных) сообщений зависят технология и объемы воинских перевозок, а также технология их обработки в специальных портах (распорядительные порты, выгрузочные (погрузочные), порты распределения транспортов).
Высокая вероятность значительного разрушения транспортных объектов в ходе боевых действий, особенно в районах, освобожденных от противника, вызывает необходимость привлечения для их подготовки, эксплуатации, технического прикрытия и восстановления спецформирований транспортных министерств и ведомств.
К другим особенностям эксплуатации морского и речного транспорта в военное время следует отнести необходимость:
- выполнения значительных объемов воинских перевозок в течение сравнительно непродолжительного периода времени;
- достижения тесного и постоянного взаимодействия эксплуатационных органов с органами военных сообщений и обеспечивающими частями;
- организации надежной системы управления для восполнения потерь в оборудовании системы морских (речных) сообщений;
- использования спецформирований для подготовки, эксплуатации, технического прикрытия и восстановления морского и речного транспорта в районах, освобожденных от противника.
Особые условия эксплуатации морского и речного транспорта в военное время определяют необходимость предъявления к основным элементам систем морских (речных) сообщений военно-технических требований, соблюдение которых должно обеспечить необходимый уровень функционирования транспортной системы в военное время.
Так по судовому составу необходимо, чтобы привлекаемые для перевозок суда были технически исправны, укомплектованы экипажем и имели необходимое снабжение. Присвоенный им класс (разряд) Регистра, габариты и тоннаж должны соответствовать условиям плавания в заданном районе. Кроме того, они должны иметь грузовые устройства, достаточную автономность, хорошие скоростные и маневренные качества, а также вооружение в целях самообороны.
В системах речных сообщений для оперативных перевозок целесообразно привлекать суда-площадки (самоходные и несамоходные) грузоподъемностью не менее 300 т. Их использование обеспечивает погрузку и выгрузку войск своим ходом на необорудованный берег в короткие сроки, а также устройство временных причалов и переправ. Для снабженческих перевозок могут привлекаться трюмные суда и суда-площадки.
В системах морских сообщений для воинских перевозок целесообразно привлечение судов небольшой грузоподъемности с горизонтальным способом погрузки, а также универсальных судов грузоподъемностью не более 3—4 тыс. т. Из наливных судов привлекаются танкеры грузоподъемностью до 30 тысяч тонн, способных перевозить одновременно несколько сортов топлива.
Для выполнения воинских перевозок в условиях применения противником оружия массового поражения, необходимо, чтобы все суда имели системы водяной защиты, фильтровентиляционные установки, индивидуальные и коллективные средства защиты, а также дозиметрическую аппаратуру.
К военно-техническим требованиям, предъявляемым к портам, относятся:
- обеспечение расчетной пропускной способности;
- наличие сил и средств для обеспечения устойчивой работы, рациональность применяемой технологии для сокращения продолжительности нахождения судов в порту;
- универсальность перегрузочного и другого оборудования для обеспечения высокой производительности грузовых работ при всех видах воинских перевозок, а для выгрузочных портов, кроме того, и возможность транспортировки этого оборудования для развертывания выгрузочного порта в новом положении.
К основным принципам организации эксплуатационной работы на морском и речном транспорте в военное время относятся:
- своевременная подготовка морских (речных) путей сообщений к выполнению воинских перевозок;
- рациональная организация перевозочного процесса с целью своевременного выполнения плановых (заданных) объемов перевозок в установленные командованием сроки;
- комплексное и эффективное использование выделенных сил и средств для подготовки, технического прикрытия, восстановления и эксплуатации морского (речного) транспорта в военное время;
- автоматизация и оптимизация основных процессов управления эксплуатационной работой.