АСУ и вычислительной техники в работе органов ВОСО

 

Совершенствование системы управления военными сообщениями сводится к сокращению продолжительности цикла управления и повышению качества и эффективности принятия решений по службе военных сообщений.

В системе управления сокращение длительности цикла управления неизбежно приводит к необходимости уменьшения количества перерабатываемой информации, а следовательно, к снижению качества решений и наоборот. Отсюда следует, что для решения этой проблемы необходимо повысить оперативность работы органов ВОСО и системы связи по передаче и переработке военно-транспортной информации. Это исходное положение для решения вопросов по совершенствованию управления военными сообщениями.

Основными путями совершенствования системы управления военными сообщениями являются:

- увеличение численности личного состава органов военных сообщений;

- использование новых форм и методов работы должностных лиц учреждений военных сообщений;

- применение новых методов решения управленческих задач по службе военных сообщений;

- изменение организационной структуры службы военных сообщений;

- перераспределение функций и задач между учреждениями военных сообщений (должностными лицами);

- механизация штабного и управленческого труда должностных лиц;

- информатизация управления военными сообщениями.

Исследования указанных направлений совершенствования системы управления военными сообщениями показали, что последнее направление является наиболее целесообразным.

Необходимость в информатизации управления чаще всего обусловлена резким усложнением процессов управления и носит объективный характер. Информатизация позволяет резко повысить эффективность управленческой деятельности органов ВОСО, а, следовательно, и эффективность управления военными сообщениями.

Вместе с тем, будучи наиболее эффективным, этот путь совершенствования управления является и наиболее сложным.

Необходимость дальнейшего совершенствования управления военными сообщениями на основе АСУ как одного из элементов системы управления войсками обусловлена рядом объективных причин (факторов):

- усложнение задач управления военными сообщениями;

- изменение и возрастание роли фактора времени в управлении военными сообщениями;

- необходимость повышения эффективности и качества управления военными сообщениями;

- усиление роли экономической и финансовой деятельности и формирование экономической целесообразности воинских перевозок;

- недостатки существующей информационной технологии в управлении военными сообщениями;

- переход на новые принципы организационно-административного управления на транспорте;

- проблема непрерывного слежения за ходом выполнения перевозок и управления передвижением эшелонов и транспортов в реальном масштабе времени.

Органы ВОСО, являясь организационно структурными элементами систем управления вооруженных сил и транспорта, должны, безусловно, совершенствовать системы управления военными сообщениями на основе АСУ ВС РФ и отраслевых АСУ транспортных ведомств.

Кроме того, задача взаимодействия органов ВОСО, штабов оперативных объединений и административных органов транспорта приобретает первостепенную важность.

Вот почему решение проблемы управления военными сообщениями связывается во многом с широким развитием и внедрением в повседневную жизнь органов ВОСО автоматизированных систем управления. Появилось острое ощущение бега времени, динамизма, модернизации и совершенствования системы управления военными сообщениями.

В настоящее время практически во всех учреждениях военных сообщений имеется вычислительная техника, но не везде задачи решаются на ЭВМ, и тем не менее, овладение офицерами военных сообщений компьютерной грамотностью представляется актуальным и целесообразным.

Во-первых, изучение вопросов информатизации управления военными сообщениями приобретает мировоззренческое значение, воспитывает у офицеров военных сообщений чувство причастности к научно-технической революции, понимания ее природы, сущности, надежное ощущение способности овладения навыками и умением использовать компьютерные технологии в практике работы органов военных сообщений.

Во-вторых, в современных условиях нужно решать комплекс вопросов, связанных с заблаговременной, а точнее, с упреждающей подготовкой офицеров военных сообщений в области новых информационных технологий. Это направление является сравнительно новым в подготовке личного состава органов военных сообщений и требует определенной адаптации офицеров как с целью накопления определенной суммы знаний и навыков общения с ЭВМ и применения компьютерных технологий для решения задач по службе военных сообщений, так и для преодоления своеобразного психологического барьера.

В-третьих, необходимо совершенствовать методику работы должностных лиц учреждений военных сообщений. В основу их деятельности должны быть положены:

- новые информационные технологии сбора и обработки информации;

- рациональное распределение должностных обязанностей личного состава;

- установление компетенций, прав и ответственности должностных лиц АРМ (автоматизированное рабочее место) органов ВОСО;

- определение рациональных с точки зрения инженерной психологии форм и методов общения офицеров ВОСО с ЭВМ;

- максимальное освобождение должностных лиц от рутины вычислительных работ, сбора и обработки информации и направление основных их усилий на выполнение творческих и организационных задач, совершенствование методики решения задач и организации информационного обеспечения в учреждениях военных сообщений и т, д.

В-четвертых, необходимо непрерывно совершенствовать алгоритмы и программы решения военно-транспортных задач. Процесс совершенствования задач неразрывно увязан с их использованием в практике работы органов военных сообщений, так как при этом выявляются недостатки военно-транспортных задач и определяются пути их дальнейшего совершенствования.

Технические средства автоматизации процессов управления воинскими перевозками используются для решения военно - транспортных задач с использованием существующих или создаваемых на транспорте комплексов информационных технологий:

1. Комплекс информационных технологий «Управление перевозочным процессом».

Комплекс функционирует на базе электронного обмена данными и электронизации документооборота и обеспечивать выполнение преимущественно функций по информационному сопровождению перемещения груза, выполнению технологических процедур и операций транспортного процесса, информационно-справочному обслуживанию пользователей транспорта, организации учета, отчетности и архивации перевозочных документов.

2. Комплекс информационных технологий «Управление маркетингом, экономикой и финансами».

Создание и приоритетное развитие информационных технологий комплекса в значительной степени связаны с переходом к рыночной экономике, в основу которой положен «принцип конкуренции».

Этот принцип требует переориентации в работе экономических структур на четко установленные критерии:

- маркетинга (формирования заказов и планирования перевозок) — на максимизацию доходов, укрепление конъюнктурного положения и удержание доли железных дорог на транспортном рынке;

- экономики — на минимизацию затрат, связанных с выполнением производственно-эксплуатационных и ремонтных программ по обеспечению планируемых и прогнозируемых объемов перевозок

- финансов — на стабильное обеспечение денежных ресурсов;

- статистики — на информационное обеспечение технико-экономи-ческого анализа и принятия обоснованных решений управленческим персоналом транспорта.

3. Комплекс информационных технологий «Управление инфраструктурой железнодорожного транспорта».

Этот комплекс информационных технологий выполняет задачи автоматизации управления эксплуатационной работой и ремонтом технических средств хозяйств пути, электроснабжения, сигнализации и связи и обеспечения безопасности движения путем непрерывного контроля за состоянием технических средств. Он обеспечивает также решение задач пассажирского, локомотивного, вагонного хозяйств, связанных с технической эксплуатацией и ремонтом технических средств.

4. Комплекс информационных технологий «Управление персоналом, социальной сферой и наукой».

Основной целью создания информационных технологий комплекса является повышение эффективности кадровой и социальной политики на транспорте на основе четкого и не дублируемого закрепления функций за исполнителями и руководителями, а также отраслевых научных исследований и разработок. Комплекс объединяет информационные технологии тех отраслевых хозяйств и служб транспорта, которые реализуют управление кадрами, наукой и социальной сферой (кадры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, научно-техническая информация, высшие и средние учебные заведения, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, рабочее снабжение).

Автоматизированная комплексная система фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО) предназначена для обеспечения информационной связи между грузовладельцем и железнодорожным транспортом, а также другими участниками перевозочного процесса при осуществлении контракта (договора) на перевозку груза на основе современных информационных технологий и электронного обмена данными.

В АКС ФТО предусмотрены следующие подсистемы:

- нормативно-правовая (ведение юридическо-правовых документов и нормативно-справочной информации);

- ведение базы данных технического оснащения железнодорожного транспорта, включая средства его наглядного отображения;

- заключение контрактов, договоров;

- сбор заявок и планирование перевозок грузов;

- оформление перевозочных документов и кассово-финансовых счетов;

- организация оперативно-распорядительных работ;

- контроль за соблюдением условий перевозки;

- распределение доходов между участниками перевозочного процесса.

Важнейшей особенностью автоматизированной системы управления военными сообщениями является то, что она разрабатывается в рамках АСУВ, АСУТ и АСУ (автоматизированная система управления войсками, транспортом) транспортных ведомств. Совершенно очевидно, что автоматизированные системы управления войсками и транспортом обладают чертами, общими для всех процессов управления, и вместе с тем имеют существенные особенности, что предопределяет необходимость при разработке АСУ ВОСО учитывать методологию и специфику создания каждой из указанных выше АСУ.

За последние годы в органах военных сообщений большое внимание уделяется вопросам автоматизации. Эта работа заметно активизировалась и проводилась по многим направлениям и во всех звеньях управления: в центре, в округах (флотах) и линейных органах военных сообщений. Основными направлениями этой деятельности являются:

а) централизованная разработка, внедрение и эксплуатация военно-транспортных задач в интересах Управления ВОСО ДТО МО РФ,

б) разработка и решение военно-транспортных задач офицерами служб военных сообщений округов (флотов), линейных органов ВОСО и транспортных ведомств;

в) участие офицеров военных сообщений в обследовании учреждений военных сообщений на предмет совершенствования управления на основе использования компьютерных технологий;

г) проведение работ по сопровождению разработки проектных соображений АСУ ВОСО.

В интересах информатизации рабочих процессов Управления ВОСО ДТО МО РФ разработано специальное программное обеспечение, которое эксплуатируется и наращивается в рамках функционирования трех информационно-расчетных систем.

Программные средства этих систем позволяют решать следующие задачи:

1. В подсистеме управления централизованными воинскими оперативными и снабженческими перевозками (железнодорожным транспортом):

- планирование централизованных оперативных и снабженческих перевозок железнодорожным транспортом;

- учет выполнения централизованных оперативных и снабженческих перевозок железнодорожным транспортом и ведение учетно-отчетной документации ЗРЦХ-1.2;

- анализ работы по выполнению централизованных оперативных и снабженческих перевозок (ежесуточный, месячный, годовой);

- анализ использования обменных парков и выполнения предъявительских планов;

- планирование централизованных снабженческих контейнерных перевозок (месячное и квартальное).

2. В подсистеме управления воинскими перевозками воздушным, морским и речным транспортом:

- планирование централизованных воинских перевозок воинских грузов самолетами ВТА и гражданской авиации;

- планирование воинских морских и речных перевозок (месячное и квартальное);

- учет выполнения централизованных воинских перевозок воздушным транспортом и воинских морских и речных перевозок;

- планирование централизованных воинских перевозок призывников и уволенных в запас воздушным транспортом;

- учет завоза материальных средств в пункты Арктики и Крайнего Севера.

3. В подсистеме финансовой службы:

- расчет потребности в денежных средствах для обеспечения снабженческих и оперативных перевозок;

- учет бланков воинских перевозочных документов;

- ведение учета расходов бюджетной статьи на транспортные расходы.

4. В подсистеме обработки штатно-кадровой информации:

- ведение кадровой информации органов военных сообщений;

- учет штатной численности органов ВОСО мирного и военного времени;

- ведение штатов органов ВОСО.

5. Обслуживающие подсистемы:

- подсистема ведения нормативно-справочной информации;

- подсистема ведения архивной информации;

- подсистема обеспечения работы секретного делопроизводства Управления ВОСО МО РФ.

Перечень основных задач, решаемых в интересах окружных и линейных органов военных сообщений:

1. В службах военных сообщений военных округов:

- расчет графического плана оперативных воинских железнодорожных перевозок;

- составление месячного плана внутриокружных снабженческих воинских железнодорожных перевозок;

- составление плана воинских перевозок по призыву (увольнению);

- учет технического состояния подъездных путей войсковых частей и учреждений;

- контроль и анализ сверхнормативных простоев и штрафов по воинским железнодорожным перевозкам;

- контроль и анализ погрузки воинских железнодорожных перевозок;

- оперативный учет движения ВПД;

- отработка платежных поручений.

2. В службах военных сообщений флотов:

- анализ транспортных возможностей гражданских владельцев судов водного транспорта, судоремонтных заводов, портов;

- расчет обобщенных сведений по судоходной обстановке в зоне ответственности флота;

- учет российских гражданских судов, находящихся в иностранных портах;

- позиция судов с флотскими сортами топлива на борту;

- расчет войск на эшелоны при перевозке на судах.

3. В линейных органах ВОСО на железной дороге:

- месячное планирование перевозок грузов;

- учет суточной работы железной дороги;

- учет состояния и возможностей железнодорожного транспорта;

- расчет воинской части на перевозку железнодорожным транспортом;

- расчет потребности материалов и приспособлений для крепления техники;

- использование «Автоматизированной системы оперативного управления перевозками»;

- использование «Диалогово-информационной справочной системы».

4. В линейных органах ВОСО на воздушном транспорте:

- расчет экономических показателей использования воздушного транспорта;

- расписание движения воздушных судов;

- учет парка самолетов и вертолетов; планирование воинских воздушных перевозок.

5. В линейных органах ВОСО на речном транспорте:

- подготовка исходных данных и расчет расходов за выполненные воинские речные перевозки;

- дислокация судов на подконтрольном бассейне;

- график сосредоточения судов;

- учет воинских перевозок;

- расчет потребности перевозимых войск по судам и эшелонам.

6. В линейных органах ВОСО на морском транспорте:

- учет технического состояния флота;

- позиция флота по квадратам мирового океана;

- формирование табельных донесений;

- анализ сосредоточении судов и их готовность для выполнении воинских морских перевозок;

- учет и контроль выполнения перевозок морским транспортом;

- расчет воинской части на перевозку морским (речным) транспортом;

- расчет потребности съемного воинского оборудования.

В процессе разработки и внедрения АСУ ВОСО должны быть решены вопросы, связанные с выбором и эффективным использованием средств информатизации, разработкой программного обеспечения системы, построением и использованием информационной базы, организацией многоуровневой системы защиты информации, обеспечением надежного информационного взаимодействия на всех уровнях управления.

Комплексная информатизация управления военными сообщениями является объективным и закономерным процессом. Она возникла не как результат случайности или волевого решения, а стала проявлением объективной необходимости, вытекающей, с одной стороны, из логики развития научно-технического прогресса, с другой — из развития систем управления войсками, тылом и военными сообщениями, которые постоянно совершенствовались в связи с усложнением задач и необходимостью все более эффективного и качественного управления.