Виды конкуренции

Конкуренция [позднелат. concurentia – сталки­ваться] – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала.

Кон­куренция в условиях рынка представляет собой основной ме­ханизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осу­ществляется различными методами. Она может быть внутриот­раслевой и межотраслевой, ценовой и неценовой, среди продавцов и среди покупателей, совершенной и несовершенной.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгод­ные условия выпуска и сбыта товаров. Внутриотраслевая кон­куренция ведет к установлению единой рыночной цены на дан­ный вид продукции. Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей нормой прибыли.

На первых этапах развития рынка преобладала ценовая конкуренция, предполагающая соперничество между производителями с помощью манипулирования ценами. В современной рыночной эконо­мике наиболее распространена конкуренция качества, предполагающая соперничество товаропроизводителей на основе технического превосходства, параметров качества и надежности товаров и услуг.

Конкуренция - поистине "война всех против всех", когда сражение на рынке ве­дется на три фронта. Первый фронт – конкуренция среди про­давцов: все они хотят продать свои товары подороже, но побеждает тот, кто сбывает товары подешевле. Второй фронт конкуренции развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Здесь побеждает тот, кто предложил более высокую по сравнению с рыночной цену. Наконец, третий фронт проходит между продавцами и по­купателями, стоящими в отношении уровня цены на противо­положных позициях. Выигрывает та сторона, которая больше сплочена и в итоге может навязать другой стороне свою цену.

Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя.

Несовершенная конкуренция – господство одной компании в производстве и сбыте определенного товара {услуги), позво­ляющее ей устанавливать монопольные цены.