Государственное устройство и административно-территориальное деление страны.
Государственное устройство России последовательно менялось в ходе ее исторического развития.
До начала XX в. это была абсолютная (самодержавная) монархия. После революции 1905 г. появились черты конституционной монархии (была избрана Государственная Дума - орган представительской власти, хотя и с очень ограниченными полномочиями, и др.). После Февральской революции 1917 г. Россия стала демократической республикой. При этом после Октябрьской революции 1917 г. было провозглашено образование автономий внутри государства (впоследствии - союзных республик), но фактически образовалась унитарная социалистическая республика. Реальным федеративным государством Россия стала после распада СССР в 1991 г.
В настоящее время, согласно Конституции, Россия (Российская Федерация) - это федеративная демократическая республика. Главой исполнительной власти в стране является Президент, по представлению которого утверждается Глава Правительства. Орган представительской власти - Федеральное Собрание, состоящее из верхней палаты (Совета Федерации) и нижней палаты (Государственной Думы). Высшим органом судебной власти в стране является Конституционный Суд.
Древнерусское государство административно делилось на уделы (княжества), которые вначале фактически, а затем лишь формально подчинялись Великому князю, который возглавлял (находился на престоле) княжество с главным городом государства. Некоторые части страны управлялись не князьями, а собраниями граждан (вечем) своего главного города (Новгородская, Псковская, Вятская земли), имея характер вечевых республик. По мере присоединения княжеств и земель к Московскому государству для управления ими назначались воеводы. А Великий киязь Московский (позднее - царь всея Руси) получал титул князя присоединенной территории. Такие присоединенные территории, как правило, назывались городами (Пермские города, Рязанские города и т.д.) и делились на уезды, которые в свою очередь делились на волости. Как правило, волость включала в себя село (крупный населенный пункт с церковью) и окружающие деревни.
Современное административно-территориальное деление страны берет начало в учреждении Петром 1 в 1708 г. восьми губерний, число которых позднее постепенно увеличивалось[19]. Губернии были введены для улучшения и унификации государственного управления на всей территории страны. Первоначально при выделении губерний стремились к их примерному равенству по численности населения, но затем местные особенности все более нарушали этот принцип.
Ко времени Октябрьской революции число губерний на территории современной России приблизилось к 80 (включая области, образованные на окраинах государства). В дореволюционной России имелась также практика объединения нескольких губерний и областей в генерал-губернаторства, например Туркестанское, Кавказское и др., что диктовалось необходимостью контроля за окраинными территориями, как правило, национальными. Низовыми по отношению к губерниям административными единицами являлись уезды, в свою очередь делившиеся на волости. После революций 1917 г. наряду с губерниями (которые позже были преобразованы в края и области) стали образовываться национальные автономии - автономные республики, области и округа. Таким образом, до 1991 г. Российская Федерация (РСФСР) в качестве крупнейшей республики СССР была поделена на автономные республики, края, области, а также автономные области и автономные (национальные) округа в составе краев и областей. Конфигурация и структура такого деления неоднократно менялись в зависимости от политических или экономических обстоятельств, например депортации народов в 1941-1944 гг., сопровождавшейся ликвидацией их национальных автономий, впоследствии восстановленных, за исключением Республики немцев Поволжья. В 30-е годы существовали края, границы которых увязывались с экономическим районированием страны.
Современная Россия до 01.12.2005 г. имела в своем составе 89 субъектов Федерации (регионов), включая 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург, а также 1 автономную область и 10 автономных округов.
Они весьма различаются по размерам, численности населения, экономическому потенциалу.
В Федеральном Собрании неоднократно высказывалась мысль о целесообразности укрупнения регионов и уменьшения их числа в 1,5 - 2 раза. Учреждение в мае 2000 г. семи федеральных округов хотя и не затрагивает сложившегося административно-территориального деления России, объективно направлено на выработку модели административного управления не регионами-субъектами, а макрорегионами, являющейся удобной формой укрепления государственной власти в стране.
Между тем все большую поддержку находит и идея объединения регионов - субъектов Российской Федерации в первую очередь там, где одни субъекты (малонаселенные и со слабым экономическим потенциалом автономные округа) исторически входят в состав других (крупные края или области).
7 марта 2003 проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005.
17 апреля 2005 проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского автономных округов к Красноярскому краю. Объединение вступило в силу 1 января 2007.
23 октября 2005 проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Объединение вступило в силу 1 июля 2007.
16 апреля 2006 проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Иркутской области Присоединение вступает в силу 1 января 2008.
1 марта 2008 прекращают существование Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ, которые образуют единый субъект федерации - Забайкальский край. До 2010 г. устанавливается переходный период, в течение которого должны быть сформированы органы государственной власти края и урегулированы все вопросы, связанные с образованием региона.
Микроуровень административного деления России по состоянию на начало 2002 г.- это 1864 низовых административных района, 1098 городов (в том числе 650 - республиканского, краевого или областного подчинения), внутри наиболее крупных из которых имеется 333 внутригородских района или округа, а также 1850 поселков городского тина и около 24,5 тыс. сельских администраций. Единицы самого низкого уровня - внутригородские районы или округа, небольшие города (районного подчинения), поселки городского типа и сельские администрации по Конституции Российской Федерации уже не входят в систему государственной власти, а являются основой для формирования местного самоуправления. Но на практике полноценное самоуправление еще не сложилось.