Глава VI ДВИЖЕНИЕ К УСПЕХУ

 
 

Эта часть книги посвящается системе овладения свилей, которую по праву можно считать русской национальной боевой гимнастикой. В предыдущих частях книги были изложены основы теории славяно-горицкой борьбы, историко-культурные корни русской гимнастики, а также вся основная техническая база свили. Закономерным итогом работы мож­но считать систему освоения данного ранее ма­териала.

рис. 60 рис. 61

Теория поможет заинтересованному чита­телю не впадать в ошибки и заблуждения, спо­собные помешать освоению системы движения. В свою очередь, историко-культурный матери­ал несет вполне достаточную информацию для того, чтобы изученное не было проинтерпрети­ровано с восточной позиции, либо, что еще хуже, примитивизировано в духе "новых русских стилей.

Последним аргументом, доказывающим аутентичность и эндемичность русской гимнастики, являются сами формы движения, пере­дающие неповторимый национальный колорит без ущерба боевой эффективности движений.

Таким образом, эти две составляющие, взаимопроникая друг в друга, образуют единое целое.

Элемент боевой свили из практики славя­но-горицкой борьбы —отрыв со скрутом, бази­рующийся на русской культуре движения (рис 60).

Прорисовка с европейской средневековой гравюры, на которой показано использование пластического ресурса на основе отрыва с проворотом для отбирания кинжа­ла (рис. 61).

Изучая ис­торию и тради­ции европейской состязательной культуры, я столкнулся с весьма примеча­тельным явлени­ем. Античная Эл­лада в годы упадка греческой культурной тра­диции своим состоянием духа сильно напоми­нает наше нынешнее время в России. Как и в Древней Греции, в современной России про­изошло сильное смещение акцентов в понима­нии смысла человеческого развития. Взгляды на критерии ценности личности мужчины и идеалов мужского поведения переместились в сторону значительного "смягчения", точнее, слабоволия и физической распущенности. На­пример, знаменитый философ Аристотель из Стагира (384/383-322 гг. до н. э.), признавае­мый многими как носитель самого универсаль­ного ума античности, считал, что всесторонняя физическая подготовка, требующая высокой са­моотдачи, недостойна свободного человека. Воз­можно, что это как раз тот случай, когда на сознание признанного авторитета оказало свое выраженное влияние окружающее бытие и об­щественные запросы.

Вероятно, поэтому Стагирит считал гим­настику, состоящую из облегченных форм фи­зической культуры, более ценной, чем агностику, служившую максимальному развитию физических, психических и духовных качеств, проявляемых в состязаниях. Недаром агонос-тика происходит от понятия "агон", то есть "со­ревнование", "состязание", "соперничество". Декларированный еще до новой эры Аристоте­лем отход от физических нагрузок, такой мод­ный ныне у нас и, как ни парадоксально, пол­ностью совпадающий с восточным подходом к физической культуре, тем не менее вовсе не яв­ляется единственным и исключительным. По­пулярная у большинства изнеженного современ­ным комфортом населения гимнастика порож­дает откровения типа "на тренировках уставать нельзя" или "слабость и мягкость одолеет гру­бость и силу".

С моей точки зрения, такая идеология мо­жет родиться в обществе как раз в период куль­турного застоя, а точнее, в период процесса Разрушения традиционных культурных норм. Благодаря тому, что большинство мужского населения ни по каким критериям не годится для участия в активном силовом противостоя­нии, на арену выходят те немногие, которые могут этим заниматься. Таким образом, возни­кают условия для появления двух своеобраз­ных "каст" — профессиональных бойцов и про­фессиональных инструкторов; очень редко, по крайней мере в современной России, встреча­ются люди, одинаково хорошо владеющие сво­им телом и способные передавать соискателям свое умение.

 
 

Образование подобных социальных объе­динений — по существу закономерный этап в начале культурного взлета состязательной тра­диции. Дело в том, что это нормальный цикл развития любой сферы культуры, в том числе и физической. И тогда, когда большинство рас­слабленно наслаждается гимнастическими упраж­нениями, малая часть общества рвется к верши­нам возможностей, своим трудом создавая им­пульс к развитию новой традиции на основе ста­рых методов. Это меньшинство можно отнести к приверженцам агоностики, которых не пугают пот и кровь тренировок, трудности на пути ов­ладения собой. Только труд и самоотдача плюс твердая оценка собственных достижений способ­ны сделать из бесперспективного хилого подро­стка сильного и талантливого мастера противостояния. Потому что именно те, у кого меньше всего возможностей к развитию, хотят стать со­вершенными больше всего на свете. Они проти­востоят трудностям существования с момента рождения до момента смерти.

рис. 62 рис. 63 рис. 64

 

Читателю предоставляется возможность сделать выбор между приятным изучением от­дельных обще развивающих элементов русской культуры движения и максимальным развитием своих генетических данных, основываясь на базе русской физической культуры. Тем, кто выбрал второй путь, имеет смысл читать книгу дальше.


рис. 65 рис. 66 рис. 67

Обучение свиле традиционно начинается в "пяте" (замкнутой точке пространства) (рис. 62).

Перед этим, как водится, вы уже подгото­вились к нагрузкам с помощью гимнастического комплекса Русской Здравы'. Разделы плас­тической и динамической гимнастики наиболее основательно готовят организм к нагрузкам сви­ли. Эффект от динамической гимнастики, например, влияет на скорость протекания физио­логических процессов в центральной нервной системе, что, в свою очередь, непосредственно влияет на профессиональную координацию дви­жений бойца. Особая ценность комплекса "Стриба" состоит в том, что он вырабатывает техни­ческий навык, поскольку большинство упраж­нений основаны на элементах базовой техники славяно-горицкой борьбы. Таким образом, про­грамма основного раздела тренировки заклады­вается в вас еще во время выполнения разминочного комплекса (рис. 63, 64, 65, 66, 67).

Упражнение "Падающее дерево": удержи­вая устойчивость в "пяте", старайтесь завести тело в такие положения, при которых явно об­наруживаются границы устойчивости, при этом не должно ощущаться потери равновесия. С каждым повторением, с каждой тренировкой старайтесь увереннее чувствовать себя в этих пределах. После прихода уверенности целесо­образно увеличивать рубежи устойчивости. Все движения выполняются во вращении корпусом. Обычно начинают движение с опущенными к земле коленями, постепенно поднимаясь за счет раскручивания тазобедренных суставов, затем выпячивают грудь с прогибанием спины, и на­оборот.

Необходимо отметить, что вариабельность упражнений, их слаженность и количество по­вторений должны соответствовать уровню ва­шей личной подготовки. Не следует перегру­жать себя ни на разминке, ни в основной части тренировки. Энергозатраты должны быть опти­мальными, а тренировки — развивающими, а не изматывающими. Это, однако, не означает, что вы совсем не устанете после тренировки, но во время тренировки чувства усталости быть не должно.

Подготовительные упражнения должны наиболее полно и всесторонне подготовить тело к восприятию свили.

В отличие от реальной свили, в комплексе динамической гимнастики никогда не работают на предельных скоростях. Задачей "Стрибы" является создание и повторение стереотипов и структур движения для совершенствования ва­шей физической формы, минимизация и дости­жение наибольшей результативности каждого движения.

 
 

В противоположность обще развивающей динамике "Стрибы", боевая свиля — это всегда рывок, а значит, и травмоопасность.

Традиционно после динамической гимнас­тики начинается изучение (или повторение) группы технических элементов, именуемых подсадами.

Освоение подплечного подсада:

1. Находясь в "пяте", выполните имита­цию подплечного подсада, сначала правым пле­чом, затем левым (рис. 68, 69, 70, 71, 72).

la. Находясь на расстоянии вытянутой руки от своего сподручника, выполните подплечный подсад от направленного прямого удара ладо­нью в голову. После 5-10 повторов элемента под удар сподручника поменяться ролями.

Примечание. Сподручник атакует выпол­няющего свилю сначала на медленной скорос­ти, плавно, затем на средней скорости, затем на боевой скорости с реальной угрозой пораже­ния. Не рекомендуется наносить удар одной и той же рукой, руки в ударах нужно менять поочередно, чтобы не создавалась зацикленность на каком-либо одном виде действия.

После освоения подплечного подсада в зам­кнутой точке пространства переходят к его ос­воению в движении.

2. Находясь со сподручником на дистан­ции досягаемости, уходите от удара ладонью в лоб с применением подплечного подсада, не забывая при этом в движении удерживать дис­танцию с атакующим.

2а. Продолжая двигаться, вы выполняете подплечный подсад под направленный в вас удар, наносится он теперь уже не ладонью, а кулаком, с реальной угрозой поражения.

Примечание. После выхода на боевую ско­рость выполнения элемента меняйтесь со спод­ручником ролями, до того как у вас разовьется концентрация и вы уже больше не сможете пол­ноценно рассредоточивать двигательный им­пульс по телу. Любая зажатость и косность дви­жений в этом упражнении может привести к травме. Для профилактики травматизма реко­мендую постоянно удерживать руки у головы так, как показано на рисунке. Это положение рук в славяно-горицкой борьбе именуется "хо­мут".

По аналогичной методе происходит освое­ние подсайдашного подсада, который находит­ся в вертикальной иерархии подсадов сразу после подплечного подсада.

Освоение подсада прогибом:

1. Находясь в "пяте", выполните имита­цию подсада прогибом сначала в одну сторону, затем в другую (5-10 раз).

1а. Находясь со своим сподручником на расстоянии вытянутой руки, выполните подсад прогибом против направленного в вас бокового удара ладонью в голову. После 5-10 повторов под удары сподручника с правой и левой руки поменяться ролями.

2. Находясь со сподручником на дистан­ции досягаемости, в движении выполняйте под­сад прогибом против бокового удара ладонью в голову.

2а. Продолжая движение, уходите с помо­щью подсада прогибом от бокового удара кула­ком в голову. Смена ролей — после выхода на боевую скорость выполнения элемента.

Примечание. Подсад прогибом целесооб­разно выполнять как при боковом ударе рукой, так и при боковом ударе палкой, а также при высоком боковом ударе ногой.

Освоение бокового подсада:

1. Находясь в "пяте", выполните имита­цию бокового подсада с выходом из "пяты" с помощью шага, разворачивающего вас спиной к воображаемому противнику, с одновременным изменением уровня стояния и самостраховкой головы с помощью греко-римской защиты.

1а. Находясь со своим сподручником на расстоянии вытянутой руки, выполните боко­вой подсад от прямого удара ладонью в лицо, страхуясь при этом с помощью греко-римской защиты.

2. Находясь со сподручником на дистан­ции досягаемости, в движении выполняйте бо­ковой подсад против прямого удара ладонью в лицо.

2а. Продолжая движение, уходите от пря­мого удара кулаком в лицо с помощью бокового подсада.

Примечание. После каждого выполненно­го элемента свили необходимо как можно быс­трее стабилизироваться с помощью возвраще­ния в позицию уключного устава для контроля над дальнейшими действиями противника. Ос­таваться в зоне плотного контакта с противни­ком после выполнения элемента нельзя, посколь­ку сейчас применяется только оборонительная тактика свили. Поэтому при переходе на уро­вень ведения боя "вприсядку" целесообразно контратаковать противника рукой или ногой;

если же это сделать не удается, то перевести движение в кувырок для разрыва дистанции с противником. После выполнения переката ку­барем необходимо сразу же выйти в высокую или среднюю стойку.

Освоение подсада пластом:

1. Находясь в "пяте", выполните имита­цию подсада пластом (5-10 раз).

1а. Находясь на расстоянии вытянутой руки со своим сподручником, выполните подсад пла­стом против прямого удара ладонью в живот. После 5-10 повторов элемента поменяться ро­лями.

2. Находясь на дистанции досягаемости со своим сподручником, в движении выполняйте подсад пластом против прямого удара ладонью в живот.

2а. Не прекращая движения, выполняйте подсад пластом против прямых ударов кула­ком в живот. Смена ролей сразу после выхода на боевую скорость выполнения элемента.

Примечание. Подсад пластом, в силу сво­ей статичности в конечной фазе выполнения, не стал частоупотребимым элементом в свиле, так как выход из него делается за счет потери времени. Но тем не менее это наиболее рацио­нальная форма движения при атаке палкой, мечом или сильном боковом ударе ногой с пе­риферии, то есть в случаях, когда источник опасности массивен и силен.

Во всех подсадах без исключения, незави­симо от их формы, движение строят таким об­разом, чтобы голова отводилась в сторону от линии развития удара, а не двигалась в его на­правлении.

После того как вами будет освоена техни­ческая база подсадов как в "пяте", так и в дви­жении, целесообразно переходить к более слож­ным упражнениям.

Упражнение 1. Сподручники стоят друг перед другом в "пяте" на расстоянии вытяну­той руки. Один при этом атакует другого рука­ми по голове, чередуя боковые и прямые уда­ры. Выполняющий свилю отрабатывает при этом подплечный, боковой подсайдашный под­сады и подсад прогибом. Упражнение состоит из двух частей, сначала голова защищающегося атакуется ладонями, а по достижении максималь­ных скоростей выполнения его начинают атако­вать кулаками.

Упражнение 2. После выполнения предыду­щего упражнения переходим на выполнение сви­ли от ударов в голову в движении, при этом ста­раясь ограничиваться технической базой подса­дов. Сначала удары выполняются ладонями, за­тем кулаками. По достижении боевых скоростей сподручники меняются ролями.

Упражнение 3. Находясь друг от друга на расстоянии вытянутой руки, сподручники сто­ят в "пяте". При этом один другого атакует ру­ками по груди и животу, сначала с ладони, за­тем с кулака. Выполняющий свилю отрабаты­вает подсад прыжком и подсад пластом, после 5-10 раз сподручники меняются.

Упражнение 4. Находясь друг от друга на расстоянии вытянутой руки, сподручники на­чинают движение, при этом один атакует дру­гого с ладони, а затем с кулака на всех уровнях стояния. Выполняющий свилю по возможнос­ти должен ограничиваться технической базой подсадов.

Примечание. Если при выполнении прак­тических заданий, связанных с обучением кон­кретной группе технических элементов, возни­кает необходимость задействовать другие груп­пы технических средств в целях собственной безопасности, то это обязательно нужно сделать. Дело в том, что свиля строится на рефлектор­ных движениях, и при необходимости вполне естественно могут применяться целесообразные в данной боевой ситуации комбинации или от­дельные элементы из других групп.

 
 

Научившись подчинять свое тело техничес­кой базе подсадов, вам с неизбежностью придется овладевать отрывами. Надо сказать, что отрывы и подсады относятся друг к другу как две полярно­сти, в буквальном смысле слова как плюс и минус. То есть, если подсад примагничивает ваше тело вниз, к земной поверхности, то отрывы, наоборот, отбрасывают вас от нее вверх. Если рассматривать подсады и отрывы относительно работы с противником, то подсад удобен для со­кращения дистанции с противником и дальней­шего перехода в борьбу либо для нанесения "за­жатых" ударов кулаком и предплечьем. Отрыв, наоборот, удобен для разрывания контакта с про­тивником, он отбрасывает выполняющего свилю от атакующего.

рис. 73 рис. 74

Традиционно изучение отрывов начинают с верхнего яруса, то есть с отрыва головы (рис. 73).

Освоение отрыва головы:

1. Находясь в "пяте", выполните ими­тацию отрыва головы (5-10 раз), в медленном и среднем скоростном ре­жиме.

1а. Находясь на расстоянии вытянутой руки со своим сподруч­ником, выполните от­рыв головы против не­глубокого удара ладонью сбоку или против повер­хностного прямого уда­ра. После 5-10 повторов поменяйтесь с партне­ром ролями.

2. Находясь со своим сподручником на дистанции вытянутой руки, выполните отрыв головы в движении (5-10 раз) против прямых и боковых ударов ладонью в голову.

2а. Продолжая движение, выполните от­рыв головы против прямых и боковых ударов кулаком в голову. Поменяйтесь ролями после выхода на максимальную скорость выполнения отрывов.

Примечание. При разучивании техничес­кой базы свили не стоит доводить себя до сильного утомления, хотя легкое утомление и может присутствовать на первых этапах обу­чения. Выполняя свилю даже на максималь­ных скоростях, профессиональный боец славяно-горицкой борьбы затрачивает минимум усилий, так как отличная координация дви­жений, естественность элементов и их связанность с первой сигнальной системой мозга делают ненужными большие энергозатраты. С ростом умения отпадает нужда в длитель­ных утомительных упражнениях, но в начале процесса обучения усталость неизбежна. Хочу предостеречь от желания перескочить через раздел элементной базы и взяться сразу за изучение связок и ситуативных задач. Дело в том, что, не выучив азбуки боя, вы не сможе­те его грамотно вести.

Освоение отрыва живота:

1. Находясь в "пяте", выполните имита­цию отрыва живота (5-10 раз) в медленном и среднем скоростном режиме (рис. 74).

la. Находясь на расстоянии вытянутой руки со своим сподручником, выполните отрыв жи­вота против поверхностного прямого удара ку­лаком в живот. После 10-15 повторов поменяй­тесь с партнером ролями.

2. Находясь на дистанции вытянутой руки со своим сподручником, выполните отрыв живо­та в движении против прямых ударов кулаком.

2а. Продолжая движение, выполните от­рыв живота от прямых и боковых ударов кула­ком, а также от боковых неглубоких ударов ногой или палкой.

Освоение отрыва ног приставным шагом:

1. Стоя в уключном уставе, выполните имитацию отрыва ног приставным шагом (5-10 раз).

1а. Находясь на дистанции досягаемости удара ногой, выполните отрыв приставным шагом от неглубокого удара ногой, направлен­ного в колено или в голень. Точно так же мож­но применять отрыв ног приставным шагом против удара палкой по ногам.

2. Находясь на дистанции досягаемости удара ногой со своим сподручником, выполни­те отрыв ног приставным шагом в движении против ударов ногами или палкой.

Освоение отрыва ног прыжком:

1. Стоя в уключном уставе, выполните имитацию отрыва ног прыжком (10-15 раз).

1а. Стоя в "пяте", выполните отрыв ног прыжком против глубокого удара палкой по нижнему ярусу. После 5-10 повторов поменяй­тесь с партнером ролями.

2. Выполните отрыв прыжком в движении против ударов палкой по ногам. Поменяйтесь ролями после выхода на максимальную скорость выполнения.

Примечание. Отрыв ноги выполняется рефлекторно, например, при перескоке через подсечку или при необходимости избегания поражения конечности при ударе. Отрывы в чистом виде применяются не так часто, как их комбинации со скрутами.

Освоение глубокого отрыва:

Глубокий отрыв — самая сложно выполнимая форма во всей группе, поэтому к ней целесообразно подходить после освоения бо­лее легких и простых форм отрывов.

1. Начинать нужно с имитации отрыва, стоя на месте (15-20 раз).

2. Затем переходить к имитации глубокого отрыва в движении (15-20 раз).

3. После овладения глубоким отрывом выполняем его против удара палкой или ногой по верхнему ярусу, не сходя с места.

4. Заключительным является выполнение этого отрыва в движении.

После того как вами будет освоена техни­ческая база отрывов как в "пяте", так и на мес­те, необходимо переходить к более сложным, комплексным упражнениям.

Упражнение 1. Сподручники стоят друг перед другом в "пяте" на расстоянии вытяну­той руки. Один при этом атакует другого по голове руками, палкой или ногами. Выполняю­щий свилю ограничивается применением отры­вов головы и груди.

Упражнение 2. После выполнения свили на верхнем ярусе плавно переходим к свиле на среднем уровне. Стоя друг перед другом на дистанции досягаемости, в зависимости от вида удара (рукой, ногой, палкой) выполняем отрыв живота, стоя на месте.

Упражнение 3. Последними изучаются от­рыв ноги, отрыв ног прыжком и отрыв ног при­ставным шагом на месте, которые выполняются против различных ударов по ногам.

Упражнение 4. Находясь на дистанции досягаемости, сподручники начинают движение, при этом один атакует другого кулаком на вер­хнем и среднем уровнях, ногами на нижнем ярусе, палкой на всех трех уровнях стояния. Против этих атак по возможности должна при­меняться база отрывов, изученная вами ранее.

Примечание. Отрывы научат вас посто­янному удержанию дистанции между вами и противником, что немаловажно при ведении боя одним со многими, часто возникающего в условиях уличной драки. Кроме того, умение держать дистанцию приведет постепенно к умению срывать дистанцию, если ваш против­ник выбирает оборонительную тактику, а у вас присутствует установка на поражение.

Раз речь зашла о способах удержания и преодоления дистанции, то мы должны рассмот­реть, каким образом формируются "маятники". Например, атака вашего противника рассчита­на на три удара руками, которые наносятся на двух верхних уровнях. Первый удар направ­лен вам в голову, и вы выполняете отрыв голо­вы.

 
 

После этого вам намериваются нанести удар в живот, и вы выполняете отрыв живота; итак, два первых удара противника растрачиваются и если и достигают цели, то уходят в касание и вреда не приносят. Отрыв живота вынуждает вас бросить вес вашего тела вниз, так как его механика перетекает в подсад. В данном случае это форма подсайдашного подсада (рис. 75, 76, 77, 78).

 

Таким образом, устанавливается комбини­рование подсадов и отрывов. Забегая вперед, скажу, что, не овладев системой перемещения веса тела, то есть "шатанием", невозможно ов­ладеть русским рукопашным боем. Ниже при­водятся варианты "маятников" в последователь­ности сверху вниз:

1) отрыв головы — подплечный подсад;

2) отрыв головы — подсайдашный подсад;

3) отрыв груди — подсад прогибом;

4) отрыв живота — подсад прогибом;

5) отрыв живота — подсад пластом;

6) отрыв ног — подсад прыжком, и т.д. В зависимости от боевой целесообразнос­ти "маятники" могут быть совершенно различ­ными. "Маятники" в основном обеспечивают защиту при линейном построении боя, харак­терном, например, для велесовой борьбы,

штурмовой системы, стиля "наскок", и впол­не оправдывают себя при бое сам на сам, одна­ко для ведения боя со многими противниками необходима база комбинированной свили, к рассмотрению которой мы перейдем после рассмотрения системы освоения скрутов. Освоение скрута головы:

1. Стоя в уключном уставе, выполните имитацию скрута головы при прямом ударе ку­лаком в голову.

1а. Стоя в уключном уставе, выполните скрут головы от прямого удара ладонью в голову. Пос­ле 10-15 повторов поменяйтесь ролями.

2. Начав движение, выполняйте скрут го­ловы вправо или влево, постоянно сохраняя дистанцию, избегая прямого удара ладонью в лоб. После выхода на боевую скорость поме­няйтесь ролями.

2а. Продолжая движение, выполняйте скрут головы против прямого удара кулаком в голову. Не доводя себя до усталости, меняйтесь ролями.

Освоение скрута грудью к удару.

1. Стоя в уключном уставе, выполните имитацию скрута грудью к удару.

1а. Стоя в уключном уставе, выполните скрут грудью против прямого удара кулаком в грудь (рис 79).

 
 

рис. 79

2. Начав движение, выполните скрут гру­дью против прямых ударов руками и ногами. Освоение скрута спиной к удару:

1. Начинается с имитации скрута с обяза­тельной страховкой с помощью греко-римской защиты (рис. 80, 81).

la. Переходим к освоению скрута спиной, стоя в "пяте", против прямого удара кулаком в грудь. После 10-15 повторов партнеры меняют­ся ролями.

2. После овладения скрутом спиной к уда­ру на месте переходим к овладению этим эле­ментом в движении, применяя его против ли­нейных выпадов противника, будь то прямой удар рукой, ногой или копьем.

Освоение скрута живота внутрь и скрута живота наружу.

Эти элементы настолько тесно взаимосвя­заны, что их необходимо осваивать одновремен­но.

1. Стоя в у ключном уставе, поочередно выполните имитацию скрута живота внутрь и наружу.

1а. Выполните поочередно скрут живота внутрь и скрут живота наружу от прямых про­никающих ударов кулаком и ногой.

2. После освоения скрутов стоя в "пяте" переходим к освоению скрутов в движении.

 
 

Аналогичным образом осваиваются и скруты ног вправо и влево (рис. 82, 83, 84).

 

После освоения технической базы округов необходимо переходить к комплексному изуче­нию упражнений, направленных на развитие практического навыка применения скрутов.

Упражнение 1. Сподручники стоят друг перед другом в "пяте" на расстоянии вытяну­той руки. При этом один атакует другого пря­мыми ударами рук по голове. Выполняющий свилю отрабатывает скрут головы.

Упражнение 2. Сподручники стоят друг перед другом в "пяте" на расстоянии вытяну­той руки. При этом один атакует другого пря­мыми ударами рук в грудь. Выполняющий сви­лю по своему усмотрению применяет скрут грудью к удару или скрут спиной к удару.

Упражнение 3. Сподручники стоят друг перед другом в "пяте" на расстоянии вытяну­той руки. При этом один атакует другого пря­мыми ударами рук в живот. Выполняющий сви­лю применяет скрут живота внутрь или скрут живота наружу.

Упражнение 4. Сподручники стоят друг перед другом в "пяте" на расстоянии вытяну­той руки. При этом один атакует другого круго­выми ударами ног по нижнему ярусу. Выполня­ющий свилю прорабатывает скрут ног вправо или скрут ног влево.

Упражнение 5. Двигаясь друг перед дру­гом на дистанции досягаемости, сподручники отрабатывают скруты в движении, при этом один наносит прямые удары на все уровни руками и ногами.

 

'См.: Шатунов М.В. Русская Здрава. М., 1998.