ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ
Персидский орнамент достиг своего расцвета к XV - XVI вв. Он возник под сильным влиянием художественных культур Востока, впитав в себя их достижения и творчески переработав в свой стиль, в котором угадываются элементы и арабского, и индусского, и византийского искусства. По своим стилистическим особенностям он сильно отличается от других восточных орнаментов и наиболее тесно примыкает к ассиро-вавилонскому.
Персидскому орнаменту свойственны внимательное и любовное отношение к формам природы, растительного и животного мира. В персидском искусстве в отличае от арабского и мавританского не было запрета на изображение животных, а потому персидские мастера достигли в нем большого совершенства.
Для персидского орнамента (ковры, ткани, керамика) характерно совмещение в одной композиции сплетений геометрических линий, стилизованных цветов и животных в движении. Стилизованная гвоздика, анемоны, шиповник, ирисы, нарциссы и разнообразные формы, полевых цветов чаще других используются персидскими художниками в их орнаментальных композициях. Из животных предпочтение отдается изображению льва, леопарда, серны, газели, верблюда, слонов и птиц.
Для иранской изразцовой керамики эпохи Ахеменидов (559 -330 гг. до н.э.) характерны законченность рисунка и богатство колорита. Основными цветами были синий, белый и зеленый. Изображались следующие мотивы: шествие лучников, фантастические существа, такие как парные крылатые сфинксы или крылатые быки.
В украшении золотых сосудов были распространены изображения цветка лотоса и пальметты, расположенные парами козероги, ставшие одной из удачных находок ахеменидского декора. Иногда фигура животного снабжена крыльями. На золотых украшениях одежды часто встречается изображение вписанного в круг рогатого и крылатого льва с повернутой назад головой.
В искусстве Сасанидов (226 - 651 гг. н.э.) орнаментальные сюжеты редко имеют религиозный характер, а большей частью посвящены прославлению монарха. В сценах охоты царь изображается невозмутимым и надменным, а животные в страхе убегают от него в разные стороны.
Посуда из драгоценных металлов украшалась орлами, крылатыми конями, козерогами, симметрично размещенными по обеим сторонам древа жизни. На серебряных бутылках можно встретить выпуклый орнамент в виде женщин – танцующих или несущих дары. На бутылках, украшенных чеканными и гравированными медальонами с изображением реальных и фантастических животных, использовались также рисунки в круге из розеток.
Ткани эпохи Сасанидов являются одним из блестящих достижений искусства Ирана этого времени. Здесь использовались характерные для Ирана мотивы орнамента: фантастические существа, собака-павлин «симург», грифоны, крылатые кони; из реальных животных – лев, козерог, кабан, петух и другие птицы. Есть также сцены охоты с фигурами всадников, симметрично расположенными по сторонам древа или пальметты. Все мотивы вписаны в круг, обведенный белым точечным бордюром.
Высокодекоративный характер этих мотивов вызвал многочисленные византийские подражания. Иранские мастера в отличие от византийских не стремились к многоцветности и большей частью ограничивались одним-двумя, порой тремя цветами.
Декоративность персидских тканей восхищала европейцев и была предметом подражания не только в Европе но и в других странах Азии вплоть до Китая.
В персидском орнаменте присутствует большое разнообразие цвета. Цветовые композиции строятся на мягких полутонах. Излюбленные цвета: голубой с аквамариновым оттенком, бледные розовые, приглушенный красный с терракотовым оттенком, блеклые синеватые, зеленоватые, охристые и т.п. В архитектурном орнаменте преобладает лазоревый фон с белыми цветами и зелеными листьями на нем.