Понятие социальной практики и социально-преобразовательной деятельности
Под практикой (от греч. "praktikos" – деятельный, активный) обычно понимают материальную, чувственно-предметную и целеполагающую деятельность людей, содержательную основу которой составляют освоение и преобразование природных и социальных объектов. При этом социальная практика является важнейшей движущей силой развития не только человеческого познания, но и общества в целом. Основные свойства социальной практики – активность, чувственная предметность, материальность. В отличие от познавательной человеческой деятельности, социальная практика ориентирована на конкретный предметный результат, удовлетворяющий основные жизненные потребности людей. В процессе социального познания она является его источником, основой, целью и решающим критерием истины. Формы социальной практики весьма разнообразны, однако, объекты ее приложения – природа, общество и сами люди.
Особая разновидность социальной практики – социально-преобразовательная деятельность людей, которая направлена не на природные, а на социальные объекты. Это целеполагающая деятельность людей, которые для ее осуществления формулируют цели, направленные на удовлетворение их интересов и потребностей, разрабатывают планы или программы действий, а также выполняют действия, ориентированные на достижение ранее поставленных целей.
Социально-преобразовательная деятельность людей есть не что иное, как совокупность социально значимых действий, которые субъект (общество, класс, группа, личность) выполняет в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества. Субъекты этой деятельности всегда преследуют определенные социальные цели и интересы, используя для этого различные средства – экономические, политические, социальные, идеологические или духовные. Вообще, социально-преобразовательная деятельность осуществляется тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой определенные цели и активно участвуют в их реализации.
Все многообразие социальных действий, составляющих основу социально-преобразовательной деятельности, можно свести к четырем основным группам: 1) целенаправленные, связанные с изменением определенной социальной системы или условий социально-преобразовательной деятельности; 2) стабилизационные, направленные на стабилизацию социальных объектов или процессов; 3) адаптационные, цель которых – адаптация людей к социальной системе или условиям деятельности; 4) интегративные, предполагающие включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему [21, с. 120-121].
Социально-преобразовательная деятельность (как и любая иная человеческая деятельность) включает в себя четыре взаимосвязанные подсистемы: объективно-предпосылочную (потребности и интересы); субъективно- регулятивную (дискомпозиции); исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленных целей); объективно-результативную (результаты деятельности). Кроме того, социально-преобразовательная деятельность людей включает в себя актуальную деятельность как процесс, а также опредмеченную (или "снятую") деятельность в виде различных материальных или духовных объектов – орудий, предметов, идей либо результатов деятельности.
Эффективность социально-преобразовательной деятельности определяется не только уровнем и степенью ее технологизации, но и в значительной мере активностью субъекта деятельности. Важнейшими элементами активности субъекта деятельности являются следующие: предметность, обусловленная результатами прошлой деятельности, а также накопленным опытом и знаниями; целесообразность, предполагающая преобразование объекта, на который направлена деятельность, или создание нового, ранее неизвестного объекта; направленность, которая характеризуется соответствием деятельности назревшим общественным потребностям, интересам, целям и идеалам.
Необходимость технологизации социальной практики или социально-преобразовательной деятельности в современном обществе обусловлена целым рядом весьма веских причин: 1) стремлением действующего субъекта (личности, группы, общества в целом) достигнуть нужного ему результата, чтобы удовлетворять те или иные потребности, интересы и цели; 2) постоянным возрастанием сложности социальной жизни людей, наличием в ней вероятностных (стохастических) процессов, переходных и нестандартных состояний, а также кризисных ситуаций, которые создают определенные сложности и снижают вероятность получения запланированных результатов; 3) нарастанием тенденций унификации и стандартизации не только отдельных операций и действий, но и человеческой деятельности в целом; 4) процессами глобализации и институализации алгоритмов социально-практической деятельности.
Существует еще одна проблема социально-преобразовательной деятельности – ее рационализация, предполагающая уменьшение затрат, повышение эффективности социальных действий с точки зрения достижения целей, а также их оптимизации. Собственно, в разрешении вышеизложенных проблем и заключается основная миссия праксеологических технологий.