В Российской Федерации.

Федеральный закон 2003 года предусматривает кардинальное изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Все муниципальные образования разделяются в правовом отношении на пять типов: сельские поселения, городские поселения, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.

Кроме того, вводится новое понятие «межселенная территория», т. е территория, находящаяся вне границ поселений.

Система муниципальных образований на территории субъекта РФ представлена на рис. 6.1[35].

Поселение – это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией.

В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок городского типа с прилегающей территорией, на которой могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 человек (более 3000 человек с высокой плотностью населения) или объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов численностью населения более 1000 человек каждый.

Рис. 6.1. Система муниципальных образований на территории субъекта РФ.

Сельские населенные пункты с численностью населения менее 1000 человек, как правило, не являются муниципальными образованиями и входят в состав городских и сельских поселений. В труднодоступных и удаленных районах законами субъектов РФ могут создаваться поселения с численностью населения менее 1000 человек, а в особых случаях даже менее 100 человек. Границы поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешей доступности до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий), однако это требование во многих субъектах РФ выполнить оказалось невозможным.

Используя критерии, содержащиеся в новой редакции ФЗ № 131 - ФЗ, можно выделить следующие комбинации (формы) образования муниципальных образований первого уровня (поселе­ния)[36]:

1) городское поселение - один город;

2) городское поселение - один город и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

3) городское поселение - один поселок (дачный поселок и др.);

4) городское поселение - один поселок (дачный поселок и др.) и сельс­кие населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

5) сельское поселение - один сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 000 человек (как исключение) с учетом плотности населе­ния субъекта Российской Федерации и доступности территории поседения;

6) сельское поселение - один сельский населенный пункт с численно­стью населения более 1 000 человек (как правило):

7) сельское поселение - один сельский населенный пункт с численно­стью населения более 3 000 человек (как правило) для территорий с высо­кой плотностью населения;

8) сельское поселение - группа сельских населенных пунктов с числен­ностью населения менее 1 000 человек каждый (как исключение):

9) сельское поселение - группа сельских населенных пунктов с числен­ностью населения менее 3 000 человек каждый (как исключение) для тер­риторий с высокой плотностью населения:

10) сельский населенный пункт численностью населения менее 100 человек (для территорий с низкой плотностью населения и в труднодос­тупных местностях).

Итак, городское и сельское поселения при соблюдении вышеперечислен­ных критериев и принципов может быть муниципальным образованием. Это так называемый первый уровень местного самоуправления - муници­палитеты поселенческого уровня. Следует подчеркнуть, что при наделе­нии сельского поселка статусом муниципального образования в первую очередь должны приниматься во внимание вопросы не численности насе­ления, а возможности муниципального образования исполнять возложенные на него обязательства по решению вопросов местного значения.

Второй уровень местного самоуправления образуют городские окру­га и муниципальные районы.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах ко­торой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопро­сов местного значения межпоселенческого характера населением непос­редственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправ­ления, которые могут, осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и актами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные районы были образованы на территориях с больши­ми площадями, с размещенными на них преимущественно сельскими населенными пунктами, расположенными на значительном расстоянии друг от друга и не имеющими выраженных межселенных связей.

Главное предназначение муниципального района - решение вопро­сов межпоселенческого характера, требующих развитие инфраструкту­ры, а также выполнение отдельных государственных полномочий. По­этому границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до административного центра района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий).

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим фе­деральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществ­лять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъек­тов Российской Федерации.

В состав городского округа входит один город, и могут входить при­легающие к нему сельские населенные пункты, не являющиеся муни­ципальными образованиями, а также пригородные территории. К городским округам, как правило, отно­сятся и так называемые города областного значения. Наделение город­ского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ.

Федеральный закон 2003г. относит к городским округам закрытые административно - территориальные образования и наукограды. Особенности осуществления местного самоуправления и в этих городских округах устанавливаются отдельными федеральными законами.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляется законами городов федерального значения с учетом мнения населения.

В марте 2005г. завершился первый этап реализации переходных поло­жений Федерального закона от 06. 10.2003 г. № 131 -ФЗ - сформированы территории, установлены границы муниципальных обра­зований и определен их статус.

Одним из последствий новой территориальной организации местного самоуправления стало значительное увеличение количества муниципальных об­разований. Так, по состоянию на 30 апреля 2005г. в стране (по данным Министерства регионального развития РФ) установлены границы 24372 му­ниципальных образований (табл. 6.1).

Таблица 6.1