В современном образовательном пространстве
Ключевыми вопросами, порождёнными современным этапом развития народной художественной культуры, стали вопросы о её профессиональном характере, профессионализме, и профессиональном статусе её носителей. Усложнение и обогащениеформ и видов народной культуры, её социального функционирования привели к изменению в понимании профессионализма народных исполнителей, художников, мастеров. Потребовалось определение их социального статуса, места среди представителей других видов художественной деятельности. Прежнее достаточно устойчивое и статичное их положение претерпело существенную трансформацию, что не только породило споры теоретического характера, но и обусловило принципиальные изменения практических профессиональных ориентиров развития народной культуры и подготовки её специалистов.
Складывающееся в течение длительного времени понимание народной художественной культуры не только как культуры «молчаливого большинства», но и как культуры«непрофессионального большинства», сегодня не может быть принято. Оно пришло в противоречие с реальной жизнью, изменилась оценка профессионализма деятельности мастеров и методика их профессиональной подготовки.
В 90-х годах XX века понятие «профессионализм» применительно к народной культуре приобрело особый смысл в связи с тем, что произошли существенные изменения в профессиональном статусе большого числа её творцов, хранителей и носителей. В значительной своей части они получили статус профессиональных деятелей народного искусства, тиражируя и распространяя его ценности.
Формируется этот слой профессиональных деятелей двумя путями: первый и основной связан со специальной подготовкой и обучением в государственноммасштабе вокалистов, мастеров прикладного творчества, хореографов, музыкантов, деятельность которых лежит в сфере народной культуры: другой путь предполагает переход некоторой части наиболее талантливых народных исполнителей из непрофессиональной деятельности в профессиональную. Другими словами, любители в определённый момент получают статус профессиональных народных мастеров и исполнителей. И первая и вторая тенденции - приметы развития народной культуры в XX веке.
Со второй половины XX века в России народное художественное творчество становится все более сферой деятельности специально подготовленных людей. Этот этап связан с выделением значительного пласта народного творчества из естественных условий бытования, из непосредственной сферы жизнедеятельности людей и превращением ею в специализированное художественное занятие.
Проблема необходимости подготовки специалистов обозначилась в России в конце XIX века по мере появления в массовом масштабе организованного любительского художественного творчества и формирования центров художественных ремёсел. Создатели и руководители первых любительских кружков в городе и деревне были представителями народничества, интеллигенции, которые рассматривали свою миссию как просветительскую. Для них руководство хором, оркестром являлось средством решения культурно-воспитательных задач и не расценивалось как сфера профессиональной деятельности.
Фольклорное бытовое творчество в силу своей природы не нуждалось в специальных руководителях, хотя безусловно в его среде было немало талантливых лидеров. Оки определяли художественные приёмы и школы в передаче исполнительских навыков. Обучение мастеров прикладного, декоративного, традиционного изобразительного творчества носило личностно-практический характер: мастер передавал свои знания, навыки, технологию,«секреты» ученикам в процессе самой деятельности. Специальных школ, кружков, тем более учебных заведений народное искусство не знало вплоть до начала XX века.
С появлением организованного любительского творчества, а также объединений, мастерских прикладного искусства формируются руководители - практики, многие из которых оставили заметный след в народном творчестве.
Такие крупные представители любительского творчества, как В.Андреев, К.Станиславский, М.Пятницкий, не только вывели народное искусство на сцену, но и сами стали первыми профессиональными деятелями. Ими в конце XIX - начале XX в. были организованы курсы по подготовке руководителей хоров, оркестров, драмкружков из числа сельских учителей, солдат, крестьян; подготовлены и изданы репертуарные сборники, методические пособия.
Идеи профессионализма любительского творчества, заложенные ещё в дореволюционный период, получили развитие в советское время. Подготовка руководителей художественном самодеятельности, мастеров прикладного искусства стала одним из важных направлений в деятельности государства, профсоюзов, творческих организаций.
Создание специальных учебных заведений для подготовки руководителей художественной самодеятельности (в конце 20-начале 30-х годов XX века), разработка первых программ и учебных планов были принципиально новым шагом в изменении профессионального статуса народной культуры, она всё более прочно занимала своё положение на сцене, на выставке, на смотре стала функционировать по типу профессионального искусства.
Начиная с 30-х годов к руководству художественной самодеятельностью стали широко привлекаться деятели профессионального искусства. В разные годы шефство над самодеятельными коллективами осуществляли народные артисты СССР П.Голованов, Г.Товстоногов, И.Моисеев, Т.Устинова, и другие.
В 1949-3950 гг. началась организация культурно-просветительных училищ,которые стали открывать художественные специальности. Сеть училищ быстро развивалась и к концу 0-х годов составила более 140 (по СССР). В России в настоящее время действует по одному училищу (колледжу) культуры в каждом субъекте Федерации,
Подготовка руководителей в культурно-просветительных училищах жёстко привязывала их будущую деятельность к системе партийно-пропагандистских институтов. При этом уровень их подготовки вызывал массу нареканий. В последние годы в училищах и колледжах произведена коренная реорганизация. Они стали больше ориентироваться на подготовку специалистов по традиционной культуре.
Важный этап в подготовке руководителей художественной самодеятельности начался с 1959 г., когда на культурно-просветительских факультетах вузов культуры были введены художественные специализации - режиссёрско-театральная, дирижёрско-хоровая, дирижерско-оркестровая.
В настоящее время многие вузы культуры стали вузами искусств и культуры (Алтайский,Самарский, Пермский, орловский и др.), академиями культуры (Санкт-Петербургский, Краснодарский), университетами Московский) и так далее.
Рыночные отношения, которые активно вторглись в народное искусство, превратили многих исполнителей, мастеров в профессионалов как с точки зрения социального статуса, так и уровня творчества. В то же время рыночная их востребованность не гарантирует адекватного высокого уровня исполнения. На рынок начинают работать многие любители, и это ещё более усложняет понимание профессионального статуса народной культуры, её носителей исозидателей (49).