Фольклор в контексте народной культуры

Фольклор — традиционная для этноса бытовая художественно-утилитарная деятельность и ее результат, отражающие философско-эстетическое самосознание этноса, сложившееся в результате многовековой коллективной коммуникации и проявляющееся в основном в устной форме и в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов произведений (49).

Фольклор — сложный комплекс духовных и материальных, ху­дожественно- эстетических и нехудожественных явлений, текстов, изделий, бытующих по преимуществу в народной среде, и отображающих менталитет этой среды.

 

Фольклор — важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой — определенные циклы человеческой жизни; времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор — это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю, человека, его мысли и действия.

 

Каждая социальная группа в процессе становления и развития вырабатывает свою своеобразную фольклорную культуру. Сложное социальное бытование фольклора, включение в него разноплановых явлений, несущих приметы искусства, быта, предметов социально-практической или духовной сферы, вызывают споры о том, что такое фольклор, какие явления к нему относятся, а какие — к другим видам творчества.

По-разному рассматриваются связи фольклора с другими слоями и явлениями народной культуры: изобразительным искусством, фольклоризмом, бытовым любительским творчеством, художественной самодеятельностью. В одном случае они относятся к смешанным формам творчества; в другом — взаимодействуют в рамках разных культурных систем или подсистем; в третьем — их взаимодействие опосредовано рядом условий.

Дискуссии о границах, предмете, сущности фольклора ведутся большим количеством исследователей.

Многие исследователи считают, что фольклорный текст сам по себе в фольклорной практике не живет, а существует в совокупности хотя бы с одним из видов искусства — музыкой, пением, танцем – народной культурой.

Устно-поэтическое творчество (например, сказки, загадки) несет элементы драматического действия, игры. Другими словами, подразуме­валось в большей или меньшей степени такое свойство фольклора, как синкретичность, тесная взаимообусловленность в нем различных искусств.

Однако признание этого очевидного факта не всегда означало включение в предмет фольклористики других видов художественного творчества.

Исследователь К. В. Чистов утверждал, что "фольклор - это свод традиционных устных словесных текстов, функционирующих в народном быту". Развивая эту концепцию, он излагает свои взгляды на "границы фольклора как формы духовной культуры, связанные с языком, выраженные речевыми средствами".

Некоторые ученые обосновывали связь устно-поэтического творчества, например с музыкой, драмой.

В.Я. Пропп писал: "Под "фольклором" понимается только духовное творчество и, даже уже только словесное, поэтическое творчество. Поскольку поэтическое творчество фактически всегда почти связано с музыкой, можно говорить о музыкальном фольклореи выделить его как особую фольклорную дисциплину".

Несмотря на эту существенную оговорку, за рамками фольклора оставался огромный пласт традиционного танцевального, драматического, инструментального, музыкального творчества народа.

Позднее В.П. Аникин расширил понимание фольклора, только вместо пения он включил драму. «Виды устной прозы, поэзии и драмы, когда-либо существовавшие и существующие в народе, и составляют в совокупности то, что в обиходе, именуется фольклором».

Академик Д.С. Лихачев вместо танцевального искусства включает в фольклор наряду со словесным, музыкальным творчеством материальные изделия народных ремесел.

 

Реальная практика бытования фольклора, а также некоторые исходные представления о его основных чертах объективно подчеркивали ограниченность сужения его границ лишь одним жанром или видом искусства.

Фольклор - это мир художественных и нехудожественных явлений, объединенных в своем функционировании в целостность со сложными внутренними связями между его отдельными составными частями. Традиционные виды драматического искусства, народной драмы, музыки определили комплексный характер существования разных видов творчества в фольклоре.

Поэтому многим показалась перспективной идея, высказанная в конце 60-х годов В.Е. Гусевым. В определение фольклора он включает ту область народного творчества, "где художественное отражение действительности осуществляется в словесно-музыкально-хореографических и драматических формах коллективного народного творчества, выражающих мировоззрение трудящихся масс и неразрывно связанных с их жизнью и бытом". Автор признает, что существует устно-поэтическое фольклорное творчество и художественный фольклор, синтезирующий музыку, пение, игру, танец, которые часто связаны со словом, но могут быть и не связаны. Если подходить к фольклору как явлению синтетическому, то необходимо говорить о его связи с прикладными и изобразительными видами творчества. Народные исполнители одеты всегда в национальные костюмы, носят украшения, соответствующую обувь и т.п. Все это создает единый целостный мир фольклора и традиционной культуры.

Устно-поэтическое, музыкально-песенно-драматическое и изо­бразительное творчество создают комплекс явлений, интеграция и диффузия которых образуют целостную структуру фольклора.

 

В определении фольклора, принятом ЮНЕСКО, указывается: "К формам фольклора наряду с другими относятся язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектура и другие виды искусства". "Фольклор (в более широком смысле - традиционная народная культура) - это коллективное, и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности".

 

В современной социокультурной ситуации формируется новая этнофольклорная среда, в которой развивается, сохраняя наиболее привлекательные стороны и черты, фольклор. Но как бы он не развивался и не формировался, он является частью народной художественной культуры общества.

Постепенный процесс поиска своего места в духовной практике — историческая закономерность развития фольклора. Без этого не может быть его нормального функционирования, которое обеспечивается постоянным обновлением, видоизменением, приспособлением и т.п. Обновление касается и эстетической, и прагматической сущности фольклора, и функций, т.е. его основополагающих, характерных черт и свойств. Меняется панорама бытования фольклора, его социально-культурный контекст, его облик, черты и характеристики механизмы включения и отражения жизни, но всегда и на всех этапах своего существования он был и будет частью народной художественной культуры (49).