Ровная мушка
Рис. 23. Ровная мушка: / — рейки; 2 — ползун; 3 — мишень; 4 — нулевая линия |
Ровная мушка — учебный прибор, служащий для обучения взятию упреждения при стрельбе по движущейся цели и выносу точки прицеливания на боковой ветер. Ровная
мушка (рис. 23) изготовляется из фанеры. При этом размеры прорези прицела и мушки данного образца оружия увеличиваются в 15 раз и более. Желательно, чтобы форма прорези прицела и мушки при их увеличении сохранялась. Лицевая сторона прибора окрашивается в темный цвет, а на оборотной стороне по двум рейкам с пазами передвигается ползун. В ползун ножкой вставляется мишень, уменьшенная в зависимости от дальности до нее. К прибору необходимо изготовить комплект различных мишеней (№ 6, 7, 8, 8а, 10), видимых обучаемым на дальностях 100, 200, 300, 400 м и более.
Следует иметь в виду, что мушка автомата (ручного и ротного пулеметов) на дальности 100 м закрывает 25 см, т. е. ее кроющая величина составляет 2,5 тысячной. На дальности 200 м 2,5 тысячной составляют 50 см, т. е. ширину грудной, поясной и бегущей фигур. Поэтому мишень, соответствующая дальности 200 м, должна иметь ширину, равную ширине мушки прибора. Если прицельные приспособления на приборе увеличены в 15 раз, то ширина мушки должна быть 30 мм. Значит, и мишень № 6 в описываемом приборе, изготовляемая из 'фанеры или жести, должна быть размером 30X30 мм. Такая же мишень, отвечающая дальности стрельбы 400 м, изготовляется размером 15X15 мм.
Мишень, укрепленную в ползуне, устанавливают в среднем положении и по одному из краев ползуна проводят нулевую линию. После этого, перемещая ползун с мишенью вправо и влево на ширину одной, двух и более фигур, наносят соответствующие каждой дальности риски и против них ставят цифры.
Во время занятий обучаемый держит прибор лицевой стороной к себе и в зависимости от даваемой руководителем вводной передвигает мишень в заданную сторону. Закончив установку мишени, он передает прибор руководителю, который по шкале на оборотной стороне мишени определяет правильность решения задачи. Если ошибка окажется большой, то целесообразно сначала по шкале поставить мишень на нужное место, чтобы обучаемый предварительно изучил взаимное положение мушки, прорези прицела и цели при стрельбе на данную дальность.
Использование прибора на занятиях облегчает изучение таблиц выноса точки прицеливания на ветер и на движение цели и помогает получить наглядное представление о взаимном положении прицельных приспособлений и цели.