Государственное регулирование фондового рынка

Регулирование рынка ценных бумаг – это установление определённого порядка функционирования рынка и профессиональной деятельности участников фондового рынка.

На сегодняшний день рынок ценных бумаг в России достаточно организован, нормативная база в целом охватывает основные вопросы деятельности на фондовом рынке, процедуры совершения сделок с ценными бумагами и другие операции с ценными бумагами подробно расписаны в правилах саморегулируемых организаций. Важную роль в регулировании вопросов развития рынка ценных бумаг играет государство, оно же осуществляет государственный контроль за работой этого рынка.

Целями регулирования РЦБ являются:

- создание оптимальных условий для осуществления операций с ЦБ для всех участников РЦБ;

- обеспечение объективного процесса ценообразования на РЦБ, т.е. контроль за правильностью установления цен на ценные бумаги и контроль за деятельностью брокеров, дилеров и трастовых управляющих;

- превращение РЦБ в механизм, стимулирующий развитие экономики страны в целом;

- защита участников РЦБ от действий нелицензированных и недобросовестных его членов.

Можно выделить четыре основных направления, по которым работают государственные регулирующие органы на фондовом рынке:

1)государственное регулирование путём непосредственного участия государственных органов в работе фондового рынка, создании его правовой и организационной структуры;

2) правовое регулирование рынка путём введения и изменения правил работы на фондовом рынке;

3) регулирование работы рынка путём лицензирования и аттестации его участников, то есть допуска их на рынок и отзыва с него;

4) регулирование работы рынка путём изменения доходности различных секторов рынка, различных видов деятельности, различных ценных бумаг с помощью налогообложения.

Государственное регулирование особенно важно сегодня, в условиях недостаточно проработанной законодательной базы функционирования рынка ценных бумаг, несовершенства рыночных механизмов. Перечислим основные элементы системы регулирования на фондовом рынке:

- создание нормативной базы и обеспечение её доступности в понимании, приобретении и использовании;

- создание единообразных технологий осуществления операций с ценными бумагами;

- создание оптимальной системы лицензирования, обеспечивающей равные условия профессиональным участникам РЦБ центральных и периферийных регионов;

- создание профессиональной системы обучения участников РЦБ и рациональной системы аттестации профессиональных участников РЦБ;

- обеспечение всех видов контроля за деятельностью на РЦБ;

- создание системы штрафных санкций за невыполнение требований на РЦБ, стимулирующей дальнейшее развитие этого рынка;

- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение её открытости для инвесторов;

- формирование системы защиты инвесторов от потерь.

В настоящее время в России можно выделить два направления регулирования РЦБ – государственное регулирование и само-регулирование.

Государственное регулирование РЦБ осуществляется со стороны как специализированного органа управления, такого как Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР РФ), так и со стороны неспециализированных органов, таких как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, других органов управления. Особенностью регулирования РЦБ в России является то, что наряду с основным регулирующим органом – ФСФР РФ, признанным основным регулятором фондового рынка страны, Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ наделены большими полномочиями в части регулирования выпуска и обращения государственных, муниципальных и банковских ценных бумаг. Такая система в мировой практике называется смешанной системой управления фондового рынка.

Рассмотрим особенности регулирования фондового рынка со стороны ФСФР РФ. Федеральная служба по финансовым рынкам РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР РФ находится в ведении Правительства РФ.

Главная задача ФСФР РФ – разработка стратегии развития финансовых рынков, обеспечение стабильности работы этого рынка, повышение его эффективности и привлекательности и обеспечение снижения инвестиционных рисков, обеспечение прав участников РЦБ.

ФСФР РФ осуществляет следующие функции:

- разрабатывает нормативные документы, проекты законодательных документов по регулированию деятельности на РЦБ;

- разрабатывает правила выпуска, обращения ЦБ и осуществления других операций с ними;

- регистрирует выпуски ценных бумаг крупнейших эмитентов РФ;

- разрабатывает требования по лицензированию профессиональной деятельности на РЦБ;

- разрабатывает требования и программы экзаменов для аттестации профессионалов финансового рынка и осуществляет приём этих экзаменов;

- определяет стандарты деятельности и ведёт реестр саморегулируемых организаций;

- создаёт и контролирует деятельность территориальных отделений ФСФР РФ;

- осуществляет контроль за соблюдением законодательства на РЦБ;

- осуществляет функции по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников РЦБ, государственных и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж, инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и их управляющих компаний, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, ипотечных агенств, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, саморегулируемых организаций, государственной управляющий компании;

- контролирует общедоступность системы раскрытия информации на РЦБ;

- ведёт реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий ПУ РЦБ. Выполняет другие функции.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие функции по регулированию фондового рынка:

- определяет политику привлечения средств с внешнего и внутреннего рынка с помощью фондовых инструментов;

- регулирует международные фондовые отношения;

-0регулирует и регистрирует выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг, является эмитентом государственных облигаций;

- ведёт реестр государственных и муниципальных ценных бумаг;

- разрабатывает нормативные документы по выпуску и обращению государственных и муниципальных ценных бумаг;

- лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;

- осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через систему повышения квалификации министерства и через систему финансовых колледжей. Выполняет другие функции.

Сложившаяся в России смешанная модель рынка ценных бумаг отводит Центральному банку РФ роль регулятора деятельности банков на рынке ценных бумаг. Центральный банк РФ осуществляет следующие функции в части регулирования РЦБ:

- устанавливает для коммерческих банков правила выпуска и обращения ценных бумаг, а также правила ведения учёта и отчётности по сделкам с фондовыми инструментами;

- выступает агентом по покупке и продаже государственных ценных бумаг, вместе с Минфином определяет их доходность;

return false">ссылка скрыта

- осуществляет лицензирование и регулирование деятельности банков с собственными ценными бумагами, надзор за деятельностью кредитных организаций, в том числе, за совершением операций на рынке ценных бумаг;

- осуществляет аттестацию специалистов банков, повышение их квалификации;

- ведёт реестры эмиссионных ценных бумаг банков;

- ведёт реестры банков, являющихся акционерными обществами;

- осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов через систему банковских колледжей. Выполняет другие функции.

Регулирование фондового рынка осуществляют и другие государственные органы. Так, Государственная дума РФ утверждает законы по регулированию деятельности на РЦБ. Президент РФ утверждает указы, с помощью которых оперативно вводятся в действие новые механизмы, способствующие совершенствованию работы на фондовом рынке. Правительство РФ утверждает постановления и положения, в которых достаточно подробно прорабатываются механизмы функционирования отдельных элементов фондового рынка. Правительство осуществляет подготовку проектов законов, указов, других документов, им организуется и контролируется законотворческая деятельность министерств, комиссий, комитетов.