Пояснительная записка

Развитие педагогического знания от его воспроизводства к пониманию, от понимания к применению и построению собственных смыслов педагогической деятельности обеспечивается взаимосвязанным представлением учебного материала на лекционных, семинарских и практических занятиях. Лекционный материал, формирующий систему теоретико-методологических знаний и позволяющий описывать, раскрывать и объяснять закономерности педагогической действительности, находит более глубокое теоретическое и практическое отражение на семинарско-практических занятиях. Учебный материал не может лишь репродуктивно усваиваться студентами, он должен выращиваться в рамках их собственного мышления и деятельности. В этом плане особую значимость приобретает логика занятий, технология их проведения, последовательный переход к индивидуально-творческой и исследовательской деятельности в системе НИРС и СРС.

Необходимость овладения деятельностным подходом как способом организации образовательного процесса на содержательном и операционально-технологическом уровнях является одной из ключевых задач курса. Развитие педагогической деятельности будущего учителя проходит ряд уровней: от выполнения педагогической деятельности по образцу (репродуктивная деятельность) к промежуточному уровню (самостоятельная творческая деятельность) до высшего уровня (исследовательская деятельность студента). Развитие деятельности от одного уровня к другому должно сопровождаться дифференциацией и усложнением действий, развитием индивидуально-творческого и исследовательского потенциала педагогической деятельности студентов.

С этой целью на каждом занятии студенты выполняют не отдельные педагогические действия, а реализуют педагогическую деятельность во всей совокупности ее компонентов – сначала в простых формах по образцу, далее при выполнении аналогичных действий вносят элементы индивидуального творчества в системе СРС. При этом немаловажным является реализация последовательного перехода от групповых форм выполнения педагогических действий по образцу на аудиторных занятиях к индивидуально-творческим формам и приемам педагогической деятельности в системе СРС и НИРС.

Таким образом, будущие учителя погружаются в ситуацию, где они выполняют действия целеполагания, планирования, исполнения, оценки и контроля, которые, в свою очередь, обусловливаются анализом и диагностикой педагогического явления, представленного для них в качестве учебной задачи (задания).

Опыт показывает, что в образовательном процессе вуза преподавание каждой дисциплины должно начинаться с рефлексии собственных возможностей и устремлений студента, постановки текущих задач жизнедеятельности, коррекции своей модели поведения, дополнения программы самообразования, составленной на начальном этапе педагогического образования. В связи с этим особую роль на занятиях по курсу играет диагностический компонент образовательного процесса, реализация которого предусматривает систему диагностики и самодиагностики развития педагогических знаний и умений, профессиональной направленности личности будущего учителя, интереса к педагогической науке на семинарско-практических занятиях курса. Каждое занятие сопровождается элементами диагностики и самодиагностики студентов (Приложение 1, 2), результаты которых способствуют развитию профессионального самообразования студентов (коррекции индивидуальных программ самосовершенствования студента, уточнению комплекса тренингов по педагогической технике, упражнений по педагогической рефлексии будущего учителя и т.д.).

В этом плане большое значение имеет обогащение первоначальным опытом организации деятельности и самодеятельности в образовательном процессе вуза.

Логика организации семинарских занятий предполагает практическую отработку профессионально-педагогических умений и навыков в области воспитательной работы. С нашей точки зрения, наиболее приемлемой формой закрепления теоретических знаний и умений является педагогический тренинг. После каждого семинарского занятия студентам предлагается ряд индивидуальных и групповых педагогических тренингов для отработки полученных умений и навыков. Особую значимость в этом плане представляют групповые педагогические тренинги, в которых намного эффективнее осуществляются обратная связь, педагогическая рефлексия, объективная оценка и самооценка своих действий участниками группового тренинга. Групповой педагогический тренинг позволяет вузовскому преподавателю широко использовать ТСО, разнообразный методический материал, комплекс воспитательных ситуаций и педагогических задач. Немногочисленный состав группы (не более 12-13 человек) позволяет контролировать динамику развития профессионально-педагогических умений каждого студента, учитывать их индивидуальные особенности, направлять процесс самообразования и самосовершенствования студентов (Приложение 3).

Таким образом, система аудиторных и внеаудиторных занятий (особенно на начальном этапе) становится для каждого студента своеобразным тренингом для прохождения всех звеньев педагогической деятельности, начиная с диагностирования, целеполагания, планирования, целереализации и завершая анализом и оценкой достигнутых результатов. В процессе вузовского образования будущему учителю нужно не просто сообщать сумму знаний, а формировать внутренне упорядоченную систему действий, умений, позиций, ценностей, обеспечивающую его субъективное развитие (Приложение 4).