Электрооборудование

Электрооборудование машины обеспечивает электропитание всех электрических потребителей, управление и контроль за их работой. В состав

 

 

электрооборудования входят: источники и потребители электрической энергии.

К источникам электрической энергии относятся аккумуляторные батареи и генератор с регулирующей аппаратурой.

К потребителям электрической энергии относятся электрооборудование приводов наведения, блока БУ-25-2С, приборов наблюдения и прицеливания, пусковой установки 9П135М, системы коллективной защиты, системы защиты двигателя от попадания воды, радиостанции Р-123М, переговорного устройства Р-124, приборов освещения, световой и дорожной сигнализации, системы обеспечения холодного пуска двигателя, контрольно- измерительных приборов.

Источники электрической энергии

Аккумуляторные батареи. Аккумуляторные батареи 59 (см. рис. 74) предназначены для питания электрической энергией потребителей при неработающем генераторе. На машине в контейнере, в десантном отделении устанавливаются две стартерные кислотные аккумуляторные батареи типа 6СТЭН-140М или 6СТ-140Р.

Напряжение каждой батареи 12В, емкость 140А/ч, соединение - последовательное. Каждая батарея состоит из шести аккумуляторов. Аккумуляторы соединены между собой последовательно с помощью межэлементных соединений.

 

Рис. 74. Размещение электрооборудования машины:

 

1, 12, 38, 49, 53, 61, 70 - габаритные фонари; 2, 13, 76 - фары; 3 - звуковой сигнал; 4 - преобразователь гирополукомпаса; 5 - пиропатроны баллонов ППО; 6 - релейная коробка КР-65-1С; 7- щиток управления БФП; 8 - гирополукомпас; 9 -

световое табло ОТПУСТИ РУЧНОЙ ТОРМОЗ; 10 - конечный выключатель стояночного (ручного) тормоза; 11 - пульт управления дорожной сигнализации ДС; 14 - сигнализатор давления; 15 - конечный выключатель люка механика-водителя; 16 - электромагнит клапанов защиты двигателя; 17 - датчик температуры воды двигателя; 18 - электромагнит РМ6-1С жалюзи; 19 - электродвигатель носового водооткачивающего насоса; 20 - датчик манометра масла двигателя; 21 - датчик электрического тахометра;22 - электродвигатель МЗН; 23 - датчик температуры масла двигателя; 24, 34, 40, 47, 66, 69, 80 - плафоны освещения; 25 - конечный выключатель люка десантника; 26 - свеча подогревателя; 27 - гиротахометры; 28 - конечный выключатель ограничения угла возвышения; 29 - электродвигатель насосного узла подогревателя; 30 - конечный выключатель ограничения угла снижения; 31 - прибор целеуказания; 32 - конечный выключатель К.В-35;33 - аппарат А-1; 35 - конечный выключатель стопора спаренной установки; 36 - пульт управления командира; 37, 72 - электродвигатели вентиляторов; 39, 74 - сигнальные фонари; 41 - блок БУ-25-2С с коробкой КР-25; 42 - преобразователь тока ПТ- 200Ц-Ш; 43 - блок питания БП-26; 44 - фильтр питания стабилизатора; 45 - радиостанция Р-123М; 46 - электродвигатель БЦН; 48 - аппарат А-4; 50 - конечные выключатели люков десанта; 51, 54 - конечные выключатели дверей; 52 - электродвигатель водооткачивающего насоса и ТДА; 55 - дифференциальное минимальное реле ДМР-400Т; 56 - контактор включения батарей; 57 - электродвигатель вентилятора отопителя; 58 - контактор включения стартера; 59 - аккумуляторные батареи; 60 - розетка внешнего пуска; 62 -.силовой щиток; 63, 91, 101 - аппараты А-3; 64 - коробка обогрева приборов ТНПО-170А десантного отделения; 65 - регулятор напряжения РН-10; 67 - усилитель ВН; 68 - усилитель ГН; 71 - вращающееся контактное устройство ВКУ-330-2; 73 - блок управления стабилизатора; 75 - компенсационный гиротахометр (ГТ-К); 77 - аппарат А-2; 78 - пульт управления оператора; 75 - электродвигатель поворотного механизма; 81- коробка обогрева приборов наблюдения боевого отделения; 82 - конечный выключатель ФПТ; 83 - электродвигатель подъемного механизма; 84 - электромагнит РМ6-1С клапана ФПТ; 85 - нагнетатель; 86 - тахометр; 87 - электроклапан БФП; 88, 92 - свеча БФП; 85 - генератор; 90 - стартер; 93 - датчик прибора ПРХР; 94 - датчик электроспидометра; 95 - электромагнит МОД; 96 - измерительный пульт прибора ПРХР; 57 - переключатель поворотов ППН-45; 58 - блок питания ТВНЕ- ША; 99 - коробка обогрева приборов механика-водителя; 100 - коробка сопротивлений БФП; 102 - коробка дорожной сигнализации КДС1-2С; 103 - релейная коробка КР 40-1С; 104 - коробка управления БФП; 105 - блок питания прибора ПРХР; 106 - центральный щиток.

 

Рис. 75. Генератор и регулирующая аппаратура:

 

1 - корпус генератора; 2 - дополнительный плюс; 3 щ вентилятор; 4 - основной полюс; 5 - якорь; 6 - коллектор; 7 - защитная лента; 8 - щит; 9 - крышка с патрубком; 10 - контактный болт "Сеть"; 11 - корпус реле; 12 - контактный болт "Ген"; 13, 14 - разъемы; 15 - корпус регулятора; 16 - измерительный блок.

Генератор и регулирующая аппаратура. Генератор ВГ-7500Н (см. рис. 74) предназначен для питания потребителей электрической энергией и подзарядки аккумуляторных батарей при работающем двигателе.

Рис. 76. Муфта привода генератора:

 

1- шестерня; 2 - валик привода генератора; 3 - пружина; 4 - рессора генератора; 5 - сухарь; 6 - крыльчатка вентилятора; 7 - крышка вентилятора; 8 - генератор; А - окна выхода воздуха из генератора.

 

Генератор установлен на левой стороне блок-картера двигателя, крепится к нему с помощью бугелей и приводится во вращение через муфту привода генератора, состоящую из шестерни 1 (см. рис.75), валика 2 при-вода генератора, четырех сухарей 5.

Валик 2 соединен с рессорой 4 генератора. В процессе работы генератор охлаждается вентилятором, крыльчатка 6 которого установлена на шестерне 1, и получает вращение от муфты привода генератора, а также вентилятором 3 (см. рис. 75), установленным на валу якоря генератора. Воздух на охлаждение генератора забирается из системы питания двигателя воздухом, где очищается, проходя через инерционную решетку воздухоочистителя.

Основными частями генератора являются: корпус 1 (см. рис. 75), основные полюсы 4 и дополнительные полюсы 2 с обмотками, якорь 5 с обмоткой и коллектором 6, крышка 9 с патрубком для подвода воздуха и защитная лента 7.

К регулирующей аппаратуре относятся: регулятор напряжения РН-10 и дифференциальное минимальное реле ДМР-400Т.

Регулятор напряжения РН-10 предназначен для работы в сети электрооборудования машины совместно с генератором, аккумуляторными батареями, реле ДМР-400Т и служит для автоматического поддержания напряжения генератора в пределах 26,5—28,5В при изменении частоты вращения якоря генератора и изменении нагрузки генератора.

На корпусе регулятора размещены блок измерительный БИ-10, два разъема и плата со сменными предохранителями, закрытая крышкой.

В регуляторе использован метод регулирования напряжения генератора с помощью управляемого транзистора, включенного в качестве переменного сопротивления в цепь обмотки возбуждения генератора.

Дифференциальное минимальное реле ДМР-400Т предназначено для автоматического подключения генератора в бортовую сеть, когда его напряжение превысит напряжение аккумуляторных батарей на 0,3-1 В, и для отключения генератора от бортсети при величине обратного тока 15-35 А.

return false">ссылка скрыта

Реле и регулятор установлены на панели контейнера аккумуляторных батарей.

Порядок проверки состояния щеток и коллектора генератора. Инструмент и эксплуатационные материалы: ключи 8X10, 10X12, 14X17, ключи торцовые 14,17, отвертка, линейка (в ящике механика-водителя), стеклянная бумага 600, ветошь, бензин, изоляционная лента.

Проверять состояние щеток и коллектора генератора необходимо в такой последовательности:

1) снять крышку люка перегородки, отсоединить шланг обдува генератора, ослабив крепление хомутов;

2) отсоединить наконечники проводов генератора от проводов бортовой сети и "массы" машины, отвернув соответствующие гайки и болты и разизолировав плюсовые провода, вывернуть болты бугелей крепления генератора и снять его;

 

3) вывернуть винты крепления защитной ленты, предварительно рас- контрив их, снять защитную ленту; вынуть щетки;

4) проверить состояние щеток со стороны наибольшей плоскости; если высота щеток меньше 16 мм, заменить их новыми из возимого комплекта ЗИП, обеспечив легкость хода щеток в обоймах щеткодержателей;

5) новые щетки притирать к коллектору, навернув на коллектор в один- два слоя полоску стеклянной бумаги шириной, равной длине коллектора, так, чтобы сторона бумаги, покрытая стеклянным порошком, была обращена к щеткам; установить притираемые щетки в обоймы щеткодержателей, опустив их на рычаги, и вращать якорь с помощью ключа, надетого на шлицевой конец рессоры, до тех пор, пока щетки не станут прилегать к коллектору по радиусу (щетки, не подлежащие замене, при притирке новых щеток должны быть вынуты из обойм); в процессе притирки высота не должна уменьшаться более чем на 0,5-0,6 мм;

6) продуть генератор сжатым воздухом через окна в корпусе;

7) окончательно пришлифовать щетки в процессе работы генератора после установки его на двигатель с нагрузкой 50 — 100 А в течение 2— 3 ч; пришлифовка считается законченной, когда поверхность соприкосновения щетки с коллектором составит не менее 70-80 % площади сечения щетки;

8) при наличии на поверхности коллектора черного налета со следами масла очистить коллектор ветошью, смоченной в бензине; если загрязнения не снимаются, удалить их стеклянной бумагой, вращая якорь генератора с помощью ключа, надетого на шлицевой конец рессоры, при этом щетки должны быть вынуты из обойм; после окончания зачистки коллектора продуть генератор сжатым воздухом;

9) установить щетки в обоймы щеткодержателей и опустить рычаги;

10) установить на генератор защитную ленту и застопорить винты;

11) надежно закрепить генератор на двигателе и закрепить бугели болтами со стопорными шайбами, при этом шаткость генератора не допускается;

12) надежно закрепить хомутами шланг обдува генератора;

13) соединить наконечники проводов генератора с проводами бортовой сети и "массой" машины, затяжка гаек должна обеспечить надежный контакт; место соединения плюсовых проводов надежно изолировать изоляционной лентой;

14) установить крышку люка перегородки.