От попадания воды

Механизм защиты служит для предохранения двигателя от попадания в него воды при преодолении водных преград.

Механизм состоит из двух клапанных коробок 8 и 10 (см. рис. 44) с тарельчатыми клапанами 7, клапана 13, эжектора 9 отсоса газов из силового отделения и привода управления клапанами.

Клапаны 7 предотвращают попадание воды в двигатель из короба эжектора через выпускные коллекторы. Клапан 13 защищает силовое отделение от проникновения воды через эжектор 9 отсоса газов. Клапан 7 укреплен на шаровой опоре в рычаге 29, который качается на оси 27, установленной в клапанной коробке 8. На машинах выпуска до 1970 г. вместо шаровой опоры установлена ось 27.

 

 

 

Рис. 44. Механизм защиты двигателя от попадания воды:

А - общий вид; б - механизм привода клапанов; в - клапанная коробка; г - старая конструкция клапана; д - новая конструкция клапана; 1 - рукоятка привода открывания клапанов; 2 - перегородка силового отделения; 3 и 26, - пружины; 4 - болт крепления троса; 5 - трос; 6 - механизм привода клапанов; 7 - клапан; 8 - правая клапанная коробка; 9 - эжектор отсоса газов из силового отделения;10 - левая клапанная коробка; 11 - короб эжектора; 12 - пружина привода; 13 - клапан, предотвращающий попадание воды; 14 - трубка отсоса газов из компенсаторов; 15 - тросы привода; 16 - фланец крепления; 17 - сухарь крепления троса; 18 - шток с зубом; 19 - рычаг конечных выключателей; 20 - конечный выключатель; 21 - электромагнит ЭЛС-3; 22 - замок; 23 - ролик; 24 - зуб штока; 25 - корпус клапанной коробки; 27 - ось клапана; 28 - палец клапана; 29 - рычаг клапана.

Для предотвращения попадания воды в двигатель через эжектор отсоса пыли, воздухоочиститель и впускные коллекторы установлен клапан, который закрывается одновременно с поднятием волноотражательного щитка и воздухозаборной трубы.

Привод механизма защиты электрический, автоматического действия и дублируется ручным взводом.

Привод электрический, состоит из механизма 6 (см. рис. 44), привода клапанов, в который входят замок 22, шток 18, связанный тросами 15 с клапанами 7, электромагнит 21, конечный выключатель 20 в цепи электромагнита и реле РКД, установленного в релейной коробке КР-40 системы защиты.

В ручной привод входят рукоятка 1 с эксцентриком, шток с пружиной 3, связанный тросом 5 со штоком 18, и ролик.

На центральном щитке водителя имеется сигнальная лампа КЛАПАН системы защиты.

На машинах выпуска с 1975 г. изменено крепление тросов 15. Вместо планок крепления введено соединение с помощью муфты.

Перед входом в воду необходимо привести в готовность систему защиты двигателя, для чего рукоятка 1 привода должна быть переведена в верхнее положение, и включить выключатель ПЛАВ на центральном щитке. Кроме того, при подъеме волноотражательного щитка закроется клапан эжектора отсоса пыли из воздухоочистителя.

Назначение, общее устройство системы воздушного пуска

Для запуска двигателя на машине имеется две системы: система запуска сжатым воздухом (основная) и система запуска электрическим стартером.

Обе системы действуют независимо и в особо тяжелых условиях могут применяться одновременно (комбинированный запуск).

Система запуска сжатым воздухом состоит из электропневмоклапана 9 (см. рис. 45), воздухораспределителя 12, обратного клапана 13, воздухопроводов и пусковых клапанов 4.

На машинах выпуска до 1970 г. установлен кран 15 (см. рис. 45 б) аварийного запуска двигателя. Кран введен на случай неисправности в системе электрооборудования, так как вместо электропневмоклапана ЭК-48 на этих машинах стоит электропневмоклапан ЭК-69, который не имеет рычажка ручного пуска.

Сжатый воздух поступает в систему из баллона 7 системы пневмооборудования.

Электропневмоклапан служит для дистанционного управления подачей сжатого воздуха из баллона 7 к воздухораспределителю 12 при запуске двигателя. Он приводится в действие кнопкой, расположенной на центральном щитке водителя (ПУСК ВОЗД.), а в случае отказа электровключения — рычажком ручного включения, расположенным на корпусе электропневмоклапана.

Электропневмоклапан 9 (см. рис. 45) расположен на борту машины слева от сиденья водителя. Воздухораспределитель (см. рис. 46) служит для распределения воздуха по цилиндрам двигателя в порядке их работы. Воздухораспределитель установлен на левом блоке со стороны маховика.

Корпус 1 воздухораспределителя штампованный, из алюминиевого сплава. В центральной расточке корпуса установлен валик 12. Опора валика смазывается маслом, поступающим из системы смазки двигателя по каналам г.

В корпусе просверлено шесть каналов а и б, в которые ввернуты зажимы 2 крепления трубок подвода воздуха к цилиндрам.

Валик 12 с помощью регулировочной втулки 4 сочленен с распределительным диском 3, имеющим золотниковое окно в. Протяженность золотникового окна по дуге равна 60°. Путем перестановки регулировочной втулки, имеющей внутренние мелкие и наружные крупные шлицы, осуществляется правильная установка золотникового окна в распределительного диска по отношению к каналам б в корпусе воздухораспределителя и регулируется момент начала подачи воздуха в цилиндры.

 

Рис. 45. Система запуска сжатым воздухом:

а - схема измененной системы; б - схема до изменения; 1 - редукторы пневмосистемы; 2 - воздушный фильтр; 3 - распределительная коробка; 4 - пусковые клапаны; 5 - перегородка силового отделения; 6 - спускная пробка маслоотстойника; 7 - воздушный баллон; 8 - вентиль; 9 - электропневмоклапан; 10 - распре-делительная коробка; 11 - отстойник; 12 - воздухораспределитель; 13 - обратный клапан на трубопроводе к воздухораспределителю; 14 - обратный клапан на трубопроводе к электропневмоклапану; 15 - кран ручного запуска.

Рис. 46. Воздухораспределитель:

1 - корпус воздухораспределителя; 2 - зажим; 3 - распределительный диск; 4 - регулировочная втулка; 5 -пружина; 6 - тарелка; 7 - гайка; 8 - штуцер; 9 - колпак; 10 - замковое кольцо; 11 - прокладка; 12 - валик; 13 - шплинт; 14 - трубопровод для подвода воздуха из системы воздухопуска; а, б - каналы для подвода сжатого воздуха к цилиндрам; в - золотниковое окно;г - канал для подвода смазки.

 

В расточке ступицы распределительного диска 3 установлена тарелка 6, которая стопорится замковым кольцом 10. Тарелка прижимается к гайке 7, контрящейся шплинтом 13. Пружина 5, установленная между регулировочной втулкой и тарелкой б, отжимает распределительный диск 3 и обеспечивает зазор между корпусом воздухораспределителям распределительным диском во время работы двигателя.

Корпус воздухораспределителя закрыт колпаком 9, который уплотняется алюминиевой прокладкой 11. Через штуцер 8 воздух подводится к воздухораспределителю.

При запуске двигателя сжатый воздух поступает в полость воздухораспределителя и, преодолевая усилие пружины 5, прижимает распределительный диск к корпусу воздухораспределителя. При этом золотниковое окно в совпадает с одним из шести каналов б в корпусе. Сжатый воздух поступает через пусковой клапан в цилиндр и, воздействуя на поршень, заставляет вращаться коленчатый вал. При повороте коленчатого вала, и следовательно распределительного диска, золотниковое окно сообщается последовательно с каждым из цилиндров в порядке их работы.

 

 

Для запуска двигателя достаточно, чтобы давление воздуха было не менее 30 кгс/см2. Максимально допустимое давление воздуха, поступающего в воздухораспределитель — 70 кгс/см2.

Пусковые клапаны служат для впуска сжатого воздуха в цилиндры при запуске. Клапаны ввернуты в головки блока цилиндров под впускными коллекторами. От каждого гнезда клапана просверлен сквозной канал 12 в камеру сгорания.

Пусковой клапан состоит из цилиндрического корпуса 2 (см. рис. 47), в котором установлен тарельчатый клапан 1 со стержнем 7, пружины 5, шайбы, гайки 6 и колпачка 4.

Пружина постоянно прижимает тарель клапана к седлу. Сжатый воздух к клапанам подводится по трубкам от воздухораспределителя. Поворотный угольник трубопровода надевается на гладкую выточку корпуса с радиальными отверстиями а, уплотняется медно-асбестовыми кольцами 3 и прижимается колпачком 4.

Рис. 46. Пусковой клапан:

1 - тарельчатый клапан; 2 — корпус; 3 - уплотнительные кольца; 4 - колпачок; 5 - пружина; 6 - гайка; 7 - стержень клапана; а - радиальное отверстие.

 

Воздух, поступая в полость клапана, нажимает на тарель клапана, сжимает пружину 5 и открывает проход в цилиндр.

Отстойник предназначен для улавливания конденсата влаги и капель масла, содержащихся в воздухе, поступающем из компрессора. Он представляет собой пустотелый цилиндр с двумя штуцерами и пробкой 6 (см. рис. 45) для слива отстоя. Отстойник крепится к стойке на перегородке силового отделения.

Работа системы запуска сжатым воздухом. При открытии вентиля 8 баллона сжатый воздух из баллона поступает в распределительную коробку

 

10, проходит через войлочный фильтр 2 в редукторы 7, где снижается давление до 70 кгс/см2 .

При нажатии на кнопку ПУСК ВОЗД на центральном щитке или на рычажок электропневмоклапана, а на машинах выпуска до 1970 г. при открывании крана 15 воздух из редукторов 7 проходит через распределительную коробку 10, расположенную на левом борту машины, через электропневмоклапан 9 через отстойник 11, обратный клапан 13 к воздухораспределителю 12. Из воздухораспределителя воздух попадает через пусковые клапаны 4 в цилиндры двигателя и вращает коленчатый вал двигателя.

Требуемые обороты двигателя для запуска 100-150 в минуту. Запуск двигателя электростартером применяется при неисправности системы запуска сжатым воздухом.