ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ. САМООБРАЗОВАНИЕ.

Индивидуальная методическая работа включает: самостоятельную работу по повышению профессиональной и педагогической квалификации (самообразование); методическую помощь преподавателям и мастерам со стороны руководителей учебного заведения, учебно-методических кабинетов, а также помощь опытных преподавателей и мастеров менее опытным.

Важной составной частью методической работы в училище является самостоятельная работа мастеров и преподавателей.

Важное место в самостоятельной работе мастеров и преподавателей занимает изучение основ педагогики, психологии, организации и методики обучения и воспитания. Работа эта проводится дифференцированно в зависимости от уровня подготовки и опыта мастеров и преподавателей, и содержание ее определяется программами педагогического самообразования, в которых приведены проблемы, подлежащие изучению, тематика рефератов, вопросы для самоконтроля, необходимая литература. В целях оказания методической помощи мастерам и преподавателям в изучении основ педагогических наук и подготовки рефератов систематически проводятся установочные лекции и консультации.

Кроме того, мастера и преподаватели изучают научные труды, методические рекомендации и информационно-методические материалы, которые в обобщенном виде раскрывают педагогический опыт лучших училищ, результаты научных исследований проблем профтехобразования. Опыт передовых мастеров и преподавателей освещается в брошюрах, выпускаемых издательством «Высшая школа», а также на страницах журнала «Профессионально-техническое образование».

Из других направлений самостоятельной работы мастеров и преподавателей следует отметить: изучение технической литературы, периодической печати и материалов научно-технической информации, раскрывающих передовой опыт новаторов производства, современную технику и технологию.

Индивидуальная методическая помощь мастерам и преподавателям со стороны руководителей училищ осуществляется главным образом путем консультаций о подготовке и проведении занятий, содержании докладов и сообщений на педагогические чтения, педагогические советы и конференции, а также рекомендаций по вопросам самообразования.

Индивидуальная методическая помощь мастерам и преподавателям оказывается также в процессе внутриучилищного контроля за их учебно-воспитательной работой, который осуществляют директор, его заместители, заведующий учебной частью по общеобразовательным предметам и старший мастер.

Педагогический кабинет - важный фактор методической работы в училище. Основными его задачами являются: накопление и систематизация материалов по вопросам учебно-воспитательной и методической работы, помощь мастерам и преподавателям в повышении их методической и специальной подготовки, пропаганда передового педагогического и производственного опыта.

Педагогические кабинеты лучших училищ оснащены и оформлены всем необходимым для качественной подготовки мастеров и преподавателей к урокам. В них концентрируется научно-техническая литература, учебные планы и программы, методические пособия и разработки, материалы органов научно-технической и педагогической информации, отражающие передовую технику и технологию, передовой опыт новаторов производства, лучших преподавателей и мастеров, различные технические и педагогические издания, справочные материалы, литература по обмену опытом, рекомендации по оснащению учебных кабинетов, лабораторий и мастерских, положения, инструкции, инструктивно-методические указания органов профтехобразования и другие материалы.

В педагогических кабинетах подбираются необходимые произведения основоположников по вопросам обучения и воспитания молодежи, произведения выдающихся педагогов, материалы, отражающие итоги научных исследований в области профессиональной педагогики, педагогические и технические журналы и газеты, что позволяет мастерам и преподавателям быть в курсе всех новинок в технике и технологии производства, обучении и воспитании учащихся.

В педагогических кабинетах наряду с другими оформляются стенды с плакатами, освещающие работу мастера производственного обучения: «Подготовка мастера к занятиям», «Вводный инструктаж», «Схема плана урока», «Схема методической разработки» и т. п. Здесь же помещаются образцы планов уроков, характерных для различных этапов обучения, конспектов, перечни учебно-производственных работ, инструкционно-технологическая документация и т. п.

Педагогический кабинет работает под непосредственным руководством заместителя директора по учебно-производственной работе, в тесном контакте с методическими и предметными комиссиями. Кабинет организует информацию работников училища о новых работах и статьях по учебно-методическим и техническим вопросам, педагогические семинары и практикумы, лекции по техническим и педагогическим вопросам, встречи работников училища с новаторами производства, передовыми мастерами и преподавателями других училищ. В педагогическом кабинете проводятся консультации мастеров и преподавателей по педагогическим и техническим вопросам, читательские конференции по обсуждению новых учебников и учебных пособий, педагогической литературы, журнальных статей.