РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Система нормативных правовых актов недропользования в Российской Федерации следующая:

· законодательные и иные правовые нормативные акты Российской Федерации;

· законодательные и иные правовые нормативные акты Республик, входящих в состав Российской Федерации;

· законодательные и иные правовые нормативные акты других субъектов, входящих в состав Российской Федерации;

· нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Органы регулирования государственной власти и гсударственного управления, регулирующие отношения недропользования, имеют общую и специальную компетенцию. В систему органов государственнои власти и государственного управления общей компетенции входят: Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, органы государственной власти автономных областей и автономных округов, органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях и на других территориях (с учетом исторических и иных местных традиций).

Систему органов государственного управления отношениями недропользования специальной компетенции, в соответствии со статьей 36 Закона РФ «О недрах» образуют: Федеральный орган управления Государственным фондом недр (в настоящее время Министерство природных ресурсов РФ), Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор).

Компетенция по регулированию отношений недропользования разграничивается следующим образом.

1. Компетенция федеральных органов государственной власти и государственного управления общей и специальной компе­тенции в сфере регулирования отношений недропользования на территории РФ.

2. Совместная компетенция органов государственной власти и государственного управления РФ и ее субъектов (общей и специ­альной компетенции) в сфере регулирования отношений недро­пользования по территории РФ и территории субъектов РФ.

3. Компетенция органов государственной власти и государст­венного управления субъектов РФ в сфере регулирования отноше­ний недропользования в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

4. Компетенция органов местного самоуправления районов и городов в сфере регулирования отношений недропользования.

В компетенцию федеральных органов государственной власти и государственного управления РФ (общей и специальной компе­тенции) в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входят:

• разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах; определение и реализация федеральной политики не­дропользования;

• распоряжение недрами континентального шельфа РФ;

• установление общего порядка пользования недрами; Госу­дарственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; составление Государственного ба­ланса запасов полезных ископаемых;

• государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных со­оружений в целях, не связанных с добычей полезных иско­паемых, ведение Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых;

• введение ограничений на пользование недрами на отдель­ных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды; координация научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

• защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ; разрешение споров между субъектами РФ по вопросам пользова­ния недрами; заключение международных договоров РФ по гео­логическому изучению, использованию и охране недр;

• государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также уста­новление порядка его проведения;

• заключение соглашений о разделе продукции при пользо­вании участками недр.

В соответствии с Конституцией РФ (статья 76.1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные кон­ституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Совместная компетенция органов государственной власти и государственного управления РФ и ее субъектов (общая и специ­альная) в сфере регулирования отношений недропользования на территории РФ и территориях субъектов РФ включает:

• распоряжение Государственным фондом недр, кроме уча­стков, находящихся в исключительном ведении РФ;

• определение условий и порядка взимания платы за пользо­вание недрами, установление форм и размеров платы за поль­зование участками недр федерального значения, а также ут­верждение договоров об условиях раздела продукции. В соответствии с Конституцией РФ (статья 76, часть 2) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В компетенцию органов государственной власти и государст­венного управления субъектов РФ в сфере регулирования отноше­ний недропользования в пределах территории соответствующих субъектов РФ, в частности, входят:

• принятие и совершенствование законов и иных норматив­ных правовых актов субъектов РФ о недрах;

• участие в разработке и реализации государственных про­грамм геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;

• разработка и реализация территориальных программ раз­вития и использования минерально-сырьевой базы;

• распоряжение совместно с органами государственной вла­сти РФ единым Государственным фондом недр на своих тер­риториях и выделение совместно с органами государственной власти участков недр федерального, регионального и местного значения;

• определение форм и размеров платы за пользование участ­ками недр регионального и местного значения в установлен­ных пределах;

• установление порядка пользования недрами в целях разра­ботки месторождений общераспространенных полезных иско­паемых, участками недр местного значения, а также строи­тельства подземных сооружений местного значения;

• лицензирование видов деятельности, связанной с пользо­ванием участками недр регионального и местного значения;

• защита интересов малочисленных народов, прав пользова­телей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопро­сам пользования недрами - заключение договоров об усло­виях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятель­ности при пользовании участками недр регионального и ме­стного значения; определение условии и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;

• государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием недр и их охраной в соответ­ствии с установленным порядком; регулирование других во­просов в области недропользования, за исключением отнесен­ных к ведению органов государственной власти РФ. В соответствии с Конституцией РФ (статья 76, статьи 4, 6) вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ, Республики, края, области, города федераль­ного значения, автономная область и автономные округа осущест­вляют собственное правовое регулирование, включая принятие за­конов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нор­мативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 76, части 1 и 2 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует феде­ральный закон.

В компетенцию органов местного самоуправления районов и городов в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входят:

· участие в решении вопросов, связанных с соблюдением соци­ально-экономических и экологических интересов населения терри­тории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

· все виды разрешительной, запретительной и контрольной дея­тельности, связанной с разработкой месторождений общераспрост­раненных полезных ископаемых и строительством подземных со­оружений местного значения; введение ограничений на пользова­ние участками недр на территориях населенных пунктов, приго­родных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в слу­чаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью населения, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружаю­щей природной среде.