Факторный анализ валовой прибыли

Основную часть прибыли промышленные предприятия, как правило, получают от реализации продукции, работ и услуг. Поэтому наибольшее внимание бухгалтера-аналитика уделяется именно этому показателю. Как отмечалось ранее, в связи с реформированием системы бухгалтерского учета и отчетности изменилось название и содержание ряда показателей. Например, ранее на предприятии рассчитывался показатель «прибыль от реализации продукции», который определялся как разница между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. В настоящее время в отчете о «Финансовых результатах» в статье «Себестоимость реализованной продукции» показывается производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Таким образом, показатель валовая прибыль, определяемый как разница между чистым доходом и себестоимостью реализованной продукции, включает административные расходы, и расходы на сбыт. Для проведения факторного анализа валовой прибыли, недостаточно информации, которая представлена в Отчете о финансовых результатах. Необходимо использовать данные внутреннего бухгалтерского учета.

В практике предприятий стран СНГ до недавнего времени использовались различные методики, позволявшие давать оценку влияния отдельных факторов на изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг). В книге проф. Шеремета А.Д. и Сайфулина Р.С. [13] изложена методика формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции. Расчеты, предлагаемые авторами, позволяют определять влияние на финансовый результат изменения следующих факторов:

- отпускных цен;

- объема продукции;

- объема, обусловленного структурными изменениями в составе продукции

- себестоимости выпуска за счет структурных сдвигов в составе продукции;

- цен на материалы, тарифов на услуги;

- экономии, возникшей в результате нарушения хозяйственной дисциплины (нарушение стандартов, технических условий и т.д.).

Методика предусматривает расчет условных показателей, которые достаточно сложно определять в условиях, когда предприятие производит большой ассортимент продукции. Профессор Палий В.Ф. описал методику факторного анализа прибыли от реализации [14], которая позволяет определять влияние уже не семи, а только четырех важнейших факторов - отпускных цен на продукцию, физического объема, себестоимости единицы и структуры объема производства. Определяя влияние отдельных факторов на изменение финансового результата от реализации, исходят из следующих предпосылок:

- факторы, влияющие на финансовый результат, изменяются сами по себе, независимо друг от друга;

- прибыль от реализации продукции изменяется прямо пропорционально изменению физического объема производства (продаж).

Данная методика проще для практического использования, у нее больше сторонников, однако, в условиях постоянно меняющихся цен на сырье, материалы, многономенклатурного производства, ее применение требует трудоемких расчетов. Сокращению трудоемкости расчетов, уменьшению сроков проведения аналитических исследований способствует использование ПЭВМ.

Описанные методики базируются на полном калькулировании себестоимости продукции. Есть ли возможность их применять в связи с тем, что в учетной практике произошли изменения, о которых указано выше? Автор считает, что использование методики не только возможно, но и целесообразно при условии внесения в нее некоторых коррективов. Вместо полной себестоимости продукции используется показатель производственная себестоимость и объектом анализа является валовая прибыль.

Финансовый результат предприятия (валовая прибыль) рассчитывается как разница между доходом (выручкой) от реализации и производственной себестоимостью продукции за два анализируемых периода. Чтобы в дальнейшем определять влияние отдельных факторов на изменение валовой прибыли необходимо рассчитать дополнительные (условные) показатели: выручку от реализации за отчетный период, рассчитанную при базисных ценах (за предыдущий период) и производственную себестоимость продукции за отчетный период при себестоимости единицы за предыдущий период.

Для определения влияния количественного фактора необходимо дополнительно рассчитать показатель “индекс изменения физического объема” ( ):

(14.1),

где - базисная отпускная цена единицы продукции, грн.;

- базисный и отчетный объем производства и реализации продукции, единиц.

Расчетный и базисный показатели прибыли определены при одинаковых ценах и себестоимости (базисных), но разном объеме и структуре (соответственно базисном и отчетном). При сравнении указанных показателей определяется общее влияние физического объема и структуры производства и продаж на изменение прибыли.

Рассмотрение методик факторного анализа показателей прибыли, рассчитываемых на основе полной и производственной себестоимости, показывает, что они могут широко использоваться в практической работе бухгалтера-аналитика. С их помощью можно не только давать экономическую оценку свершившимся событиям (ретроспективный анализ), но и обосновывать принятие оптимальных управленческих решений.