Анализ качества производимой продукции

Качество продукции – это совокупность показателей, которые «характеризуют параметрические, эксплуатационные, потребительские, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность» [5, с. 192].

Показатель качества важен, т. к. он является фактором рентабельности, и нарушение качественных параметров продукции ведет к применению по отношению к предприятию штрафных санкций.

Различают обобщающие (экономические), индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. К экономическим показателям качества в целом по предприятию относятся:

1) удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества;

2) удельный вес экспортируемой продукции, в т. ч. в страны ближнего и дальнего зарубежья;

3) удельный вес новой продукции и т.д.

К косвенным показателям качества можно отнести следующие:

1)объем и удельный вес забракованной продукции;

2)количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции;

3)сумма штрафных санкций за некачественную продукцию и т.д.

При этом косвенные показатели характеризуют отступление от норм по качеству изготовленной продукции. Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию.

Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих; работа на неисправном оборудовании; отступление от технологического процесса; использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами.

К индивидуальным показателям относят такие, которые характеризуют одно из свойств продукции. Например, полезность продукции может характеризоваться показателем жирности (молочные продукты), зольности (уголь) и т.д.

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических показателей с предыдущими отчетными периодами, плановыми.

В промышленности применяются различные методы и показатели оценки качества продукции. Для ряда машин и товаров народного потребления качество продукции выражается посредством установления гарантийных сроков их действия. На предприятиях пищевой, мясомолочной промышленности и других отраслях народного хозяйства качество продукции может определяться показателем сортности или кондиции.

Одним из показателей выполнения плана по качеству продукции в данном случае является соблюдение количественных соотношений выпуска продукции по сортам (кондициям) внутри каждого вида продукции.

Расчет влияния изменения качественных показателей на объем товарной продукции можно выполнить несколькими способами:

- с использованием средней стоимости единицы изделия обезличенного сорта;

- с применением коэффициента сортности;

-путем сопоставления показателей выполнения плана в стоимостном и натуральном выражениях и т.д.

Расчет влияния качества продукции на объем товарной продукции выполняется по всем видам продукции, изготовленной на предприятии за анализируемый период. После этого обобщают результат по всему товарному выпуску.

При анализе качества продукции обращают внимание на наличие бракованной продукции. Потери от брака в производстве слагаются из затрат на исправление брака и потерь по неисправному браку.