BSC-системы

Методология сбалансированных систем показателей (Balanced Scorecard — BSC) получила признание и широкое распространение благодаря трудам Р. Каплана (Robert Kaplan) и Д. Нортона (David Norton). Создатели данной методологии определяют Balanced Scorecard как средство трансформации корпоративной стратегии в систему ключевых показателей, которое является ориентиром для принятия стратегических решений, а также служит основой для мониторинга и контроля развития организации.

Система ключевых показателей деятельности организации включает в себя не только традиционные финансовые показатели, но и нефинансовые индикаторы, характеризующие клиентскую базу, внутренние процессы, обучение и развитие компании. Помимо ретроспективных показателей, отражающих уже свершившиеся факты, в систему ключевых показателей входят и так называемые опережающие индикаторы, позволяющие оценивать состояние компании в перспективе. Все это позволило перейти от традиционного финансово-экономического анализа деятельности организации к управлению ее стратегическим развитием.

Таким образом, суть сбалансированной системы показателей заключается в том, что она позволяет увязать между собой стратегию компании, показатели деятельности и эффективности, а также конкретные действия (инициативы), направленные на реализацию стратегии. Однако для того, чтобы стать основой для постановки целей и планирования реальных действий, стратегия должна быть определенным образом формализована. Разработчики концепции Balanced Scorecard предложили способ структурированного описания самой стратегии и факторов, обеспечивающих ее реализацию.

Один из основных принципов методологии Balanced Scorecard — стратегия должна быть структурирована и описана в операционных терминах (стратегические перспективы, цели, показатели, целевые значения, причинно-следственные связи и стратегические инициативы).

На определенном этапе развитие методологии стало сопровождаться появлением информационных систем с функциями информационной поддержки процессов управления на базе сбалансированных систем показателей. Эти системы представляют собой инструментальные средства для реализации методологии Balanced Scorecard и называются BSC-системами.

Разработаны стандарты функциональности BSC-систем, содержащие минимальные требования, необходимые для формирования сбалансированных систем показателей.

Документация по функциональным стандартам BSC-систем состоит из четырех разделов:

1) построение системы;

2) стратегическое образование и коммуникации;

3) практическая реализация;

4) обратная связь и обучение.

Функциональность BSC-систем:

1. С точки зрения построения — обеспечивает стратегию относительно четырех перспектив (финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение и рост); позволяет устанавливать стратегические цели для каждой перспективы, а также связывает цели с показателями эффективности; описывает причинно-следственные связи; устанавливает целевые значения показателей; поддерживает реестр стратегических инициатив.

2. С точки зрения коммуникаций — содержит функции, позволяющие пользователям взаимодействовать друг с другом; обладает возможностями описания и документирования целей, показателей, целевых значений и стратегических инициатив.

3. С точки зрения практической реализации — описывает взаимосвязь между стратегическими инициативами, используемыми для реализации стратегии, и соответствующими стратегическими целями.

4. С точки зрения обратной связи — обеспечивает минимально возможный промежуток времени между получением информации и принятием решения. Например, графические индикаторы должны давать четкое представление о расхождениях между целевыми и фактическими результатами и помогать выявлять области бизнеса, требующие особого внимания. При этом система оставляет за менеджером право на свободу суждений на основе деловой интуиции и субъективных оценок.

Таким образом, стандарты функциональности BSC-систем предусматривают как методологические функции, так и вопросы организации процессов стратегического управления.

BSC-системы позволяют организациям обеспечить понимание стратегии своими менеджерами и другими заинтересованными лицами, организовать делегирование полномочий и ответственности, а также осуществлять мониторинг ключевых показателей деятельности и развития компании. Такая система является средством измерения показателей эффективности, она дает возможность наладить коммуникации и способствует фокусированию внимания менеджеров на стратегически важных задачах. При этом большинство BSC-систем позволяют реализовать на практике и «классические» подходы, основанные на теории Balanced Scorecard, и другие методики, предназначенные для формализации стратегии и формирования систем ключевых показателей.