Содержание системы информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента

 

Роль информационных технологий в системе корпоративного управления отражена в кодексах корпоративного управления и в документах публичной корпоративной отчетности. В кодексах корпоративного управления большое внимание уделяется прозрачности компаний и информационной поддержке стейкхолдеров. Для внешних стейкхолдеров наиболее полным источником информации о компании является финансовая отчетность, характеризующая ее финансовое положение и результаты деятельности. Когда рассматривают группу компаний, то основным источником информации служит консолидированная финансовая отчетность. Открыто публикуемая финансовая отчетность используется внешними стейкхолдерами и внутренними пользователями (менеджерами компании), к тому же для управленческих целей она дополняется данными управленческого учета и управленческой отчетностью.

С точки зрения стратегического менеджмента на основании внешней и внутренней информации происходит позиционирование предприятия в окружающей среде, определяются стратегические цели, оцениваются стратегические альтернативы. Реализация стратегии предусматривает детализацию целей, включение соответствующих статей в планы и бюджеты. Затем на основе учетных данных осуществляется план-факт-анализ, позволяющий оценить успешность выполнения стратегических планов.

Таким образом, для корпоративного управления и стратегического менеджмента необходима информационная поддержка. Это обосновано тем, что с помощью информации различные заинтересованные лица принимают управленческие решения. Чтобы эти решения были экономически обоснованными, информация должна обладать определенными качественными характеристиками. Но наряду с этим имеются факторы, препятствующие получению необходимой информации. Среди них выделяют разрозненность хранения данных и дезинтеграцию информационных источников, в результате чего оперативное предоставление уместной и достоверной информации заинтересованным лицам становится трудноосуществимым. Для решения этой проблемы требуется создание специальной системы информационной поддержки, которая будет общей и для корпоративного управления, и стратегического менеджмента.

Система информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента (СИП КУСМ) — это комплекс средств, направленных на решение задач сбора, хранения, аналитической обработки и представления информации, являющейся ключевой для обеспечения информационной прозрачности организации и поддержки принятия стратегических управленческих решений внешними и внутренними заинтересованными лицами.

СИП КУСМ — комплексное понятие, которое включает в себя информационные системы, соответствующие методы и процессы управления, а также управленческий персонал, задействованный в реализации этих процессов. Процессы, задействованные в СИП КУСМ, повторяют логику традиционной модели стратегического управления и охватывают такие области, как стратегический анализ, моделирование развития организации, формирование системы целей и ключевых показателей, оценка и выбор стратегических альтернатив, стратегическое планирование и бюджетирование, контроль достижения поставленных целей. Особое внимание в СИП КУСМ уделяется корпоративной отчетности, ориентированной на внешних стейкхолдеров и используемой внутри организации в целях управления.

Общие характеристики системы следуют из общих принципов и подходов к решению поставленных задач, описанных в кодексах корпоративного управления, а специальные — из условий деятельности и развития конкретных отраслей или типов организаций, что объясняет необходимость использования аналитических методов и моделей, специфических для данной отрасли или класса организаций. В каждой организации присутствуют индивидуальные особенности, определяемые существующими управленческими практиками, стилем деятельности и корпоративной культурой.

Но специальные и индивидуальные свойства СИП КУСМ конкретной организации вторичны по отношению к общим принципам и подходам, применяемым при проектировании и построении таких систем. Поэтому концептуальное проектирование типовой системы актуально, оно отражает общие черты, свойственные большинству организаций. Такое проектирование целесообразно выполнять с помощью информационной системы, включающей в себя подсистемы с учетом соответствующих потоков информации — внутренних по отношению к СИП КУСМ (информационные потоки между подсистемами) и внешних (информационный обмен с другими системами управления и источниками информации).

В целом информационные потоки системы информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента можно классифицировать так:

- входящие, исходящие и внутренние — по отношению к системе корпоративного управления и стратегического менеджмента;

- публичная и внутренняя (управленческая) информация — по степени публичности;

- информация для принятия решений о финансировании бизнеса, для стратегического менеджмента, текущего планирования и управления — по предметной направленности.

СИП КУСМ включает в себя некоторые вспомогательные функции, позволяющие повысить ценность информации с точки зрения ее уместности для принятия экономических решений:

- аудит и внутренний контроль — средства обеспечения досто­верности информации и предотвращения возможных попыток (умышленных и неумышленных) искажения или сокрытия су­щественных фактов деятельности предприятия;

- средства создания и поддержки управленческих коммуникаций, позволяющие организовать эффективную среду коллегиального управления и повысить оперативность процессов сбора, обработки и представления информации без ущерба ее достоверности.

Рассмотрим подробно основные информационные потоки и подсистемы СИП КУСМ.