Управления и стратегического менеджмента

Проанализируем основные проблемы информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента. Корпоративное управление и стратегический менеджмент представляют собой единую систему, которая не ограничивается отношениями между директорами и внешними заинтересованными лицами, она охватывает полный спектр корпоративных отношений, включая отношения внутри компании в процессе разработки корпоративных стратегий и реализации планов стратегического развития.

На основе анализа можно выделить пять наиболее важных проблемных областей системы информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента, причем все перечисленные области тесно связаны между собой, поэтому изменения в какой-либо одной из них сказываются и в других областях:

1. Недостаточная сбалансированность системы стратегий компании, локальный характер планирования развития. В системе стратегического менеджмента выделяют три уровня стратегий — корпоративную (характеризующую перспективы развития организации в целом), бизнес-стратегии (относящиеся к отдельным направлениям деятельности компании) и функциональные стратегии (относящиеся к отдельным предметным областям). При этом сбалансированная система стратегического управления подразумевает согласованность функциональных стратегий и бизнес-стратегий с корпоративной стратегией, а также согласованность финансовых и нефинансовых показателей, используемых в процессе стратегического планирования. Однако на практике такая согласованность отсутствует.

2. Недостаточная целевая ориентация текущей деятельности, рассогласованность стратегий и планов текущего и оперативного уровней. Эта проблема связана со стратегической ориентаций текущих и оперативных планов. Целевая ориентация корпоративного управления позволяет проецировать стратегии на тактический и оперативный уровни, обеспечивая при этом согласованность стратегических планов с тактическими и оперативными планами.

В идеальном случае текущая деятельность любой части компании (бизнес-единицы, подразделения) должна способствовать решению стратегических задач, стоящих перед организацией в целом. Но в настоящее время для большинства компаний характерна ситуация, когда планы разных уровней управления не согласованы между собой. В этом случае теряется целевая ориентация деятельности компании, ресурсы расходуются неэффективно, темпы развития падают.

Такая проблема может возникнуть, когда стратегические планы корректируются в результате изменения приоритетов или экономических условий. В этих условиях даже тщательно проработанные стратегии реализуются только частично и не приносят желаемых результатов.

Причина заключается в отсутствии соответствующих систем управления, позволяющих обеспечить планирование на разных уровнях и сфокусировать деятельность всех менеджеров и подразделений на достижении глобальных корпоративных целей. При этом глобальные (корпоративные) цели подлежат декомпозиции в рамках всей организации. Такой подход предполагает нацеленность на стратегический результат, что достигается путем трансформации стратегий и целей в конкретные действия с последующим доведением отдельных заданий до конкретных исполнителей.

3. Недостаточная гибкость и адаптивность стратегий и планов, низкая оперативность реагирования на изменения. Современная бизнес-среда характеризуется своей динамичностью, следовательно, компания должна иметь возможность своевременно реагировать на происходящие изменения. Это касается не только операционной деятельности, но и стратегического менеджмента. При этом гибкость и адаптивность стратегий и планов, возможность их оперативной корректировки по мере изменения обстоятельств не должны наносить ущерб качеству этих стратегий и планов и нарушать согласованность и целевую ориентацию системы корпоративного планирования.

В этих условиях особое значение приобретает информационно-технологическая составляющая систем управления, которая должна обеспечить оперативный сбор, хранение и представление данных, а также оперативное использование этих данных в моделях стратегического менеджмента, в корпоративных планах и бюджетах.

В этом случае система управления быстро реагирует на возникающие ситуации, что необходимо при работе на изменчивых, конкурентных рынках, характеризующихся высокой степенью неопределенности. Быстрота реагирования достигается благодаря скорости принятия решений и децентрализации процесса управления, делегирования полномочий и ответственности.

4. Недостаточная целостность и эффективность системы учета, отчетности и мониторинга. Под системой учета понимают упорядоченную систему сбора, регистрации, хранения, обобщения и представления информации о текущем состоянии предприятия, его операциях и результатах деятельности. Основным является бухгалтерский учет, который ведется в финансовом выражении, но при этом нельзя не учитывать и другие виды учета, например материальный или кадровый.

На основе данных учета и мониторинга формируют процедуры контроля и анализа, позволяющие выявлять отклонения, анализировать их причины и формировать информационную базу для принятия управленческих решений. Таким образом, функции учета, формирования корпоративной отчетности, внешнего мониторинга и экономического анализа должны представлять собой целостную систему, эффективность которой определяется содержанием (уместностью и актуальностью информации) и формой (сопоставимостью и наглядностью представления).

В настоящее время такие целостные системы учета, отчетности и мониторинга на предприятиях, как правило, отсутствуют. Отдельные предприятия крупных компаний используют разные учетные политики и учетные информационные системы, а финансовый и управленческий учет проводят разные подразделения. Поэтому возникает несоответствие аналитических признаков учета и планирования, что затрудняет сопоставление и анализ отклонений фактических данных от плановых.

Система внутреннего контроля должна обеспечивать оперативность, надежность и удобство внешнего и внутреннего аудита. Этим системам уделяют большое внимание, но все же в крупных компаниях они еще недостаточно эффективны. Это затрудняет проведение аудита, требует применения расширенных аудиторских процедур, повышает длительность и стоимость аудита, что приводит к снижению доверия пользователей финансовой информации к аудиторскому заключению.

5. Недостаточная информационная поддержка внутренних и внешних стейкхолдеров, ведущая к принятию решений на основе ненадежной или устаревшей информации. Для того, чтобы управленческие решения были экономически обоснованными, стейкхолдеры должны обладать существенной информацией в доступной форме, удобной для анализа. Это относится ко всем типам управленческих решений, но особенно актуально для решений стратегического характера. Критерии качества управленческой информации — уместность, достоверность, сопоставимость и понятность. Без качественной информации любое управленческое решение не может считаться в достаточной мере обоснованным, а лицу, принимающему решения, приходится делать определенные допущения, а в некоторых случаях полагаться на свою интуицию.

return false">ссылка скрыта

Недостаточная информационная поддержка стейкхолдеров ведет к непрозрачности бизнеса, недостаточной обоснованности инвестиционных и других решений, отсутствию возможности оперативного реагирования на изменения. Эта ситуация экономически невыгодна для компании, так как высокие риски стейкхолдеров приводят к повышенной стоимости финансирования бизнеса (привлечения капитала). Кроме того, если компания не может обеспечить соответствие установленным требованиям, то она теряет доступ к ряду бизнес-возможностей. В качестве причин разрыва между желаемым и текущим состояниями можно отметить формализм и декларативность системы корпоративных агентских отношений, а также отсутствие систем управления (методов, процессов, технологий), обеспечивающих информационную поддержку стейкхолдеров.

Для улучшения текущей ситуации можно выделить такие юридические и организационные решения: совершенствование корпоративного законодательства, создание и поддержка внутрикорпоративных процедур и регламентов. Для решения данной проблемы применяют также инновации информационно-технологического характера: системы формирования и анализа консолидированной финансовой и управленческой отчетности, которые обеспечивают сбор и проверку бухгалтерской отчетности предприятий, формирование консолидированной отчетности и ее последующий анализ.

Таким образом, информационные системы обеспечивают прозрачность компании путем документирования и каталогизации всех видов управленческой информации, включая слабоструктурированные данные. В результате информация становится доступной, а следовательно, более удобной для анализа и поддержки принятия решений.