И стратегического менеджмента

Для установления взаимосвязи корпоративного управления и стратегического менеджмента необходимо проанализировать основные задачи корпоративного управления с учетом развития информационных систем.

Особенность крупных предприятий и групп компаний заключается в том, что они находятся в собственности одной группы людей (акционеров), но непосредственно процесс управления осуществляется другими людьми (директорами и менеджерами). Таким образом, права собственности отделены от функций непосредственного управления.

Рассмотрим эту проблему применительно к терминам теории агентских отношений. Агентские отношения возникают, когда одна сторона (принципал) привлекает другую сторону (агента) для выполнения определенных функций от своего имени. При этом принципалами и агентами могут быть физические и юридические лица.

Теория агентских отношений была создана для того, чтобы объяснить взаимоотношения внутри корпораций. Следовательно, корпорации представлены как совокупность «контрактов» между менеджерами, акционерами, кредиторами и другими заинтересованными лицами, где менеджеры — агенты, а поставщики финансовых ресурсов - принципалы. Средствами обратной связи, подтверждающими надлежащее выполнение агентских обязательств, являются финансовая отчетность компании и заключение внешнего аудитора.

На основе агентской теории успех каждого члена управленческой команды зависит от благополучия других членов команды и результатов деятельности команды в целом по сравнению с результатами других команд. Но если права собственности отделены от функций менеджмента, то возникает так называемая проблема агентских отношений. Директора предприятий (агенты акционеров (собственников)) должны в максимальной степени представлять их интересы. Но интересы директоров не всегда совпадают с интересами акционеров, и они не всегда действуют так, как было бы выгодно акционерам.

Структура корпоративного управления определяет права и обязанности лиц, входящих в корпорацию, например членов советов директоров, менеджеров, акционеров и других заинтересованных лиц, а также устанавливает правила и порядок принятия решений по делам корпорации. Корпоративное управление также обеспечивает структуру, на основе которой устанавливают цели и задачи деятельности компании, определяют пути и средства их достижения и контролируют деятельность компании. В качестве участников системы корпоративных отношений выделяют различные группы стейкхолдеров (менеджеры, акционеры и другие заинтересованные лица). При этом основная задача корпоративного управления — обеспечение эффективности деятельности компании в интересах всех перечисленных участников корпоративных отношений.

Корпоративное управление представляет собой:

- систему отчетности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство компанией;

- способ управления компанией, обеспечивающий справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами;

- комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент в целях максимизации прибыли и стоимости предприятия;

- систему взаимоотношений между менеджерами компании и ее владельцами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защиты интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон.

Корпоративное управление — это система взаимоотношений между собственниками (акционерами) компании и ее менеджментом, между различными группами (категориями) акционеров и между компанией в целом и другими заинтересованными группами по вопросам обеспечения интересов указанных участников корпоративных отношений и эффективной деятельности компании, ее соответствия социальным целям и общественным интересам.

Заинтересованные лица (стейкхолдеры) — это лица, интересы которых соприкасаются с деятельностью какого-либо предприятия или организации. Существует три группы стейкхолдеров:

1) внутренние — менеджеры и персонал предприятия;

2) связанные — акционеры компании, инвесторы, кредиторы, клиенты и поставщики;

3) внешние — центральные и местные органы власти, общество в целом.

Эти группы имеют различные цели. Например, акционеры заинтересованы в долгосрочных экономических выгодах, получаемых как в виде дивидендов, так и в результате роста рыночной стоимости; менеджеры и персонал предприятия — в достойной и стабильной оплате своего труда, приемлемых условиях работы и удовлетворенности ее результатами, а также в личном статусе и развитии своей карьеры; кредиторы — в своевременном погашении выданных кредитов и выплате процентов по ним. Интерес поставщиков заключается в рентабельности продаж, своевременной оплате поставок, а также в развитии долгосрочных деловых отношений со своим заказчиком. Клиенты компании заинтересованы в качественных товарах и услугах, предоставляемых по разумным ценам. Интересы органов власти и общественности заключаются в защите окружающей среды, создании рабочих мест, снижении безработицы и обеспечении налоговых поступлений в государственные и муниципальные бюджеты. Следовательно, проблемы агентских отношений затрагивают всех участников (стейкхолдеров) корпоративной структуры.

Конкурентоспособность организации и ее успехи в будущем зависят от эффективного распределения полномочий и ответственности всей иерархической структуры управления. Интересы организации тесно связаны с внутренними управленческими процессами на разных уровнях иерархической системы управления предприятием или группой компаний, которые поддерживаются с помощью современных информационных технологий.

Взаимоотношения между стейкхолдерами неразрывно связаны с вопросами формирования и практической реализацией корпоративной стратегии (на уровне компании в целом), бизнес-стратегий (на уровне стратегических бизнес-единиц) и функциональных стратегий (на уровне отдельных функциональных областей). Тесная взаимосвязь стратегического менеджмента и корпоративного управления состоит в том, что разработка и реализация стратегий затрагивают интересы всех без исключения стейкхолдеров и определяют долгосрочное развитие компании.

Поэтому корпоративное управление можно рассматривать как систему отношений между собственниками (акционерами) компании, руководителями высшего звена (директорами), менеджерами нижестоящих уровней, а также другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Такая система образуется в процессе формирования и реализации стратегии и направлена на обеспечение устойчивого развития компании и максимально полного удовлетворения интересов всех заинтересованных лиц.

Таким образом, корпоративное управление включает в себя:

- систему внешних агентских отношений между лицами, обеспечивающими финансирование бизнеса (акционерами и кредиторами), и руководителями высшего звена (директорами) компании в целях снижения рисков и повышения инвестиционной привлекательности бизнеса;

- систему внутренних агентских отношений между руководителями высшего звена (директорами) компании и менеджерами нижестоящих уровней. Система предусматривает делегирование полномочий и ответственность и направлена на обеспечение эффективного корпоративного взаимодействия внутри компании;

- систему устойчивого развития компании (экономическую, экологическую и социальную составляющие).

- связь со стратегическим менеджментом как процессом определения целей развития компании, формирования стратегий и управленческой политики, а также с практической реализацией стратегий на тактическом уровне управления, в том числе системы стратегически ориентированного планирования и бюджетирования;

- различия в позициях разных групп заинтересованных лиц (стейкхолдеров) и максимально способствует полному удовлетворению их интересов исходя из того, что устойчивое развитие компании есть общая глобальная цель всех заинтересованных лиц.

Таким образом, корпоративное управление — это комплексное понятие, включающее в себя несколько взаимосвязанных аспектов: нормативно-юридический (законодательство, стандарты, профессио- нальные кодексы); организационный (структура компании и ее органов управления, а также совет директоров, регламенты внешних и внутренних управленческих взаимодействий); кадровый (подбор и расстановка кадров, квалификационные требования, система повышения квалификации управленческого персонала); информационный (информационно- логические модели, технологии сбора, обработки, хранения и представления управленческой информации); культурно-этический (корпоративные ценности, культура, социальная роль бизнеса).

Перспективы развития корпоративного управления предусматривают комплексный подход, который требует реализации мероприятий, относящихся сразу к нескольким предметным областям. Эффективность корпоративного управления определяется способностью компаний применять интегрированный подход к решению корпоративных задач и зависит от использования современных информационных технологий.

 

Стратегический менеджмент

 

Стратегия организации — это предопределение основных долговременных целей и задач предприятия, выбор курса деятельности и выделение ресурсов, необходимых для достижения основных целей.

Под стратегией можно понимать:

- план, руководство, ориентир или направление развития организации с акцентом на планирование и документирование (plan);

- прием, уловку или маневр в целях превзойти конкурента (ploy);

- принцип или некоторую модель поведения организации во внешней среде (pattern);

- позицию предприятия на рынке, определяемую уникальностью производимых продуктов или наличием уникальных компетенций (position);

- перспективу или основной способ деятельности организации (perspective).

В соответствии с англоязычными наименованиями перечисленных трактовок определения стратегии (plan, ploy, pattern, position, perspective) данная классификация получила название «5П Минцберга».

Стратегический менеджмент представляет собой особый тип управления организацией, который определяется как взаимосвязанный комплекс планирования стратегии организации и внедрения выработанных планов в жизнь. Планирование — это основа в системе стратегического менеджмента. Долгосрочный план — главный элемент системы стратегического менеджмента. Поэтому стратегическое управление сводится к процессу определения цели развития и составления соответствующего долгосрочного плана. В современной динамической экономике особое внимание уделяется позиции предприятия во внешней среде, а также организационным, технологическим и культурным факторам, влияющим на устойчивость и адаптивность этой позиции.

Стратегический план должен быть гибким, адаптивным, способным достаточно быстро реагировать на возможные изменения. Эти качества стратегического планирования наиболее актуальны для крупных организаций (коммерческих предприятий, некоммерческих организаций, органов государственного и муниципального управления) ввиду масштабности их деятельности, обширной системы управленческих связей, а также большого числа стейкхолдеров, заинтресованных в долгосрочном устойчивом развитии организации.

 

Три уровня стратегии управления

 

Любая крупная организация имеет многоуровневую организационную структуру, при этом для каждого уровня стратегии характерны свои собственные цели и задачи. Поэтому система стратегического менеджмента компании также имеет многоуровневую структуру.

Выделяют три уровня стратегии — корпоративную, бизнес-стратегии и функциональные, на которых формируется система стратегий, тесно связанных между собой (рис. 1.1).

Корпоративная стратегия отражает специфику деятельности организации, носит наиболее общий характер и характеризует перспективы развития компании в целом.

Бизнес-стратегии относятся к отдельным направлениям деятельности компании и характеризуют развитие стратегических бизнес-единиц и (или) отдельных предприятий группы. Различия между корпоративной стратегией и бизнес-стратегиями возникают в многопрофильных организациях, когда организационная структура предусматривает наличие общего корпоративного центра и стратегических бизнес-единиц. В рамках бизнес-стратегий решают вопросы сегментирования рынка, выбора узкой специализации в рентабельных областях и предложения рынку более широкого круга продуктов и услуг.

Корпоративная стратегия
Операции
Маркетинг
ИТ
Персонал
НИОКР
Финансы
Бизнес-стратегия
Бизнес-стратегия
Бизнес-стратегия
Функциональные стратегии

Рис. 1.1. Система стратегий

 

Функциональные стратегии относятся к отдельным предметным областям — операциям (основной деятельности), маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу, информационным технологиям. Маркетинговая стратегия предусматривает разработку новых продуктов и услуг, устанавливает ценовую политику, а также способы продвижения продуктов и услуг компании на рынке. Операционная (производственная) стратегия решает задачи размещения производственных мощностей, развития технологий производства, аутсорсинга тех или иных производственных функций. С маркетинговой и операционной стратегиями тесно связана стратегия в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), осуществляющая разработку новых продуктов и технологий. Финансовая стратегия призвана обеспечить наличие источников финансирования для реализации других стратегий, а также эффективность использования финансовых средств. Стратегия в области персонала обеспечивает наличие необходимых трудовых ресурсов — персонала требуемой квалификации в необходимом количестве, а также создание системы мотивации, позволяющей нацелить работников компании на выполнение поставленных задач. Стратегия в области информационных технологий (ИТ-стратегия) должна обеспечивать наличие и эффективное функционирование информационных систем, используемых в производстве и управлении для поддержки всех задач управления (план, контроль и др.).

Следовательно, вопросы развития информационных систем организации попадают в сферу влияния одной из функциональных стратегий и представляет собой объект стратегического управления. Кроме того, стратегический менеджмент включает в себя информационный аспект, связанный со сбором, хранением, обработкой и представлением управленческой информации. В свою очередь, процессы информационного обеспечения стратегического менеджмента предусматривают применение соответствующих методов, моделей и технологий. Информационные системы по отношению к системе стратегического управления являются объектом управления и основным средством информационного обеспечения управленческих процессов.

Таким образом, взаимосвязь корпоративного управления и стратегического менеджмента обуславливает общность задач их информационной поддержки, т.е. предоставляет различным группам заинтересованных лиц уместную и достоверную информацию, способную стать основой для принятия управленческих решений. Многие требования, предъявляемые к информационной поддержке, вытекают из существующих разработок, среди которых можно выделить три основные группы: кодексы корпоративного управления, требования к корпоративной отчетности и разработки в области теории стратегического менеджмента.