История развития и основные задачи гражданской обороны

 

Прообразом гражданской обороны была местная противовоздушная оборона (МПВО). Она была создана в соответствии с Постановлением Со­вета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 "О противовоздушной обороне СССР" с целью проведения комплекса мероприятий по защите на­селения в зоне досягаемости авиации вероятного противника. В тот период и в годы Великой Отечественной войны эта зона имела глубину 500-600 км от госграницы (от линии фронта).

Во время Великой Отечественной войны бойцы частей МПВО, лич­ный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из граж­данского населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, лик­видировали пожары и возгорания, разбирали завалы, обезвреживали невзорвавшиеся боеприпасы, возводили оборонительные укрепления, бомбо-и газоубежища, дороги и другие объекты. Примером эффективной дея­тельности могут служить действия личного состава МПВО осажденного Ленинграда. Когда немецко-фашистское командование поняло, что взять город штурмом невозможно, было принято решение сжечь его. На город было сброшено около 100 тысяч зажигательных авиабомб. Бойцы МПВО во время воздушной тревоги дежурили на крышах домов и сбрасывали "зажигалки" на асфальт, где они сгорали, не причиняя никакого вреда. Ес­ли же зажигательная авиабомба оставалась на крыше дома, она прожигала кровлю, перекрытие и в доме возникал пожар. Можно с уверенностью ска­зать, что МПВО Ленинграда отстояла город от сожжения немецко-фашистской авиацией.

В 1961 году МПВО преобразуется в гражданскую оборону (ГО) СССР. Именно в это время на боевое дежурство у наших вероятных про­тивников были поставлены межконтинентальные баллистические ракеты. Возникла опасность нанесения ядерных ударов по городам и другим объ­ектам в глубоком тылу страны. Гражданская оборона становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Она стала организовываться и проводиться на территории всей страны. Был принят территориально-производственный принцип ее построения. Гражданская оборона страны прошла несколько этапов развития.

На первом этапе (1961-1972) за основу защиты населения, когда ожидалось массированное ракетно-ядерное нападение противника, была принята концепция о проведении массовой эвакуации населения в заго­родную зону из городов — вероятных целей ядерных ударов. Для обеспече­ния защиты персонала, который оставался работать на предприятиях этих городов, строились убежища. Шла также активная подготовка к проведению крупномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в многочисленных очагах ядерного поражения. С этой целью совершенствовались войска ГО, создавались массовые невоенизированные формирования.

На втором этапе (1971-1992) главный упор был сделан на накопле­ние средств защиты населения от оружия массового поражения быстрыми темпами. В этот период ежегодно строилось убежищ на 1,0 млн. человек и противорадиационных укрытий на 3,0-4,0 млн. человек. Велось приспо­собление под защитные сооружения метрополитенов и горных выработок. Создавался запас средств индивидуальной защиты на все население стра­ны. В эти годы особую актуальность приобрела проблема обеспечения ус­тойчивого функционирования экономики страны в военное время, реше­ние которой было также возложено на гражданскую оборону.Третий этап развития гражданской обороны начался в 1992 году. Он отличается следующими особенностями.

Во-первых, чернобыльская трагедия и землетрясение в Армении в декабре 1988 года заставили по-новому взглянуть на состояние готовности государства к предупреждению и ликвидации последствий катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и место при этом гражданской обороны.

Во-вторых, за эти годы существенно изменилась военно-политическая обстановка в мире, снизилась реальная возможность возник­новения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило вни­мание к ГО.

В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борьбы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения вооруженных кон­фликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь -высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических прин­ципах.

В-четвертых, в условиях политического реформирования общества и перехода к рыночной экономике кардинально изменилась социально-экономическая обстановка в стране, государство уже не могло финансиро­вать нужды гражданской обороны в прежних объемах.

В этот тяжелый для страны период основные усилия руководства го­сударства направляются прежде всего на сохранение существующей сис­темы ГО и ее материально-технической базы, на совершенствование орга­низации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени.

В январе 1992 г. ГО выводится из Минобороны и объединяется с Го­сударственным Комитетом РФ по ЧС (ГКЧС), а с 1994 г. входит в состав МЧС, образованного на базе ГКЧС.

В феврале 1998 г. вступил в силу федеральный закон "О гражданской обороне" (№ 28-ФЗ от 12.02.98). В нем четко сформулировано определение ГО.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В этом законе определены задачи ГО, полномочия, обязанности и права органов государственной власти всех уровней и организаций, на­чальников гражданской обороны и органов управления в области ГО, при­веден состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.

Задачами гражданской обороны являются:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникаю­щих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2)оповещение населения об опасностях, возникающих во время
войны;

3)эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы;

4)представление населению защитных сооружений и средств инди­
видуальной защиты;

5)проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам
маскировки;

6)проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения
опасностей в военное время;

7)первоочередное обеспечение населения, пострадавшего во время
войны, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой
медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других
необходимых мер;

8)борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий
или вследствие этих действий;

9)обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактив­
ному, химическому и биологическому заражению;

10)обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и про­
ведение других необходимых мероприятий;

11)восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших
во время войны;

12)срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13)срочное захоронение трупов в военное время;

14)разработка и осуществление мер, направленных на сохранение
объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в военное время;

15)обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской
обороны.

Анализ перечисленных задач по содержанию и целям позволяет сгруппировать их в три основные задачи:

защита населения от современных средств поражения (1—4);

повышение устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в военное время (5, 14);

ликвидация последствий применения противником современных средств поражения (6-13, 15).

Успешное решение задач, стоящих перед гражданской обороной страны, требует наличия ее четкой организационной структуры и специ­ально подготовленных сил.