Факторы, влияющие на уровень здоровья детей и подростков (положительные и отрицательные).

На уровень здоровья детского населения наиболее существенно влияют:

1. Биологические факторы - генетические, беременность, роды, состояние здоровья родителей - доля влияния 10-12%

2. Социально-экономические (доля влияния 60-65%): микросреда, макросреда, образ жизни, наличие вредных привычек.

3. Качество окружающей среды доля влияния – (доля влияния 20%): климатические и экологические факторы. Удельный вес факторов окружающей среды в неблагоприятных условиях может значительно возрастать. В отдельных промышленных регионах (в том числе Донбасс) до 80% всех заболеваний среди населения может формироваться за счет экологического напряжения.

4. Уровень развития лечебно-профилактической помощи - доля влияния 8-10%.

Все эти факторы можно разделить на:

1. Благоприятные - оздоравливающие. Направлены на повышение уровня здоровья.

2. Неблагоприятные - факторы риска, которые способствую развитию неспецифической патологии и обладающие специфическим влиянием.

Для детей можно выделить триаду факторов благополучия (которые оказывают наибольшее влияние на здоровье):

1. Оптимальный двигательный режим.

2. Закаливание.

3. Адекватное питание.

Наиболее существенные факторы неблагополучия по влиянию на здоровье:

1. Избыток или недостаток двигательной активности.

2. Нарушение режимов труда и отдыха.

3. Несоблюдение норм и правил обучения.

4. Вредные привычки.

5. Отсутствие гигиенических навыков.

Высокий уровень здоровья детей и подростков должен обеспечивать:

1. Оптимальные генетические показатели. Нормальную наследственную информацию.

2. Необходимый резерв регуляторных систем, обеспечивающий адаптацию к неблагоприятным факторам среды.

3. Наличие дублирующих систем, которые могут обеспечить функционирование организма в случае поломки, тем самым создавать резервы в экстремальных ситуациях.

4. Возможность организма тренировать те механизмы, которые направлены на расширение механизмов регуляции.

5. Необходимость использования биоритмов, которые заложены в организме.