Высшее образование как результат

Результат образования понимается как достигнутый гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом. Результат профессионального образования – это приобретенная индивидом в ходе образования способность к выполнению функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном профессиональном занятии, соответствующий уровню выполняемых задач, т.е. профессионализм. Ступени восхождения человека «по лестнице» профессионализма изучались Б.С. Гершунским, Э.Ф. Зеером, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренковым, В.Д. Щадриковым и другими исследователями. На основе их подходов, а также с учетом изложенного представляется целесообразным выделить следующие этапы (ступени) развития профессиональной образованности:

1) Функциональная грамотность – минимальный уровень сформированности знаний, умений и навыков, необходимый для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительского характера и для последующего профессионального образования, т.е. минимальная профессиональная обученность и умелость. Функционально грамотным можно считать также работника, способного применять общеобразовательные знания и умения в своем труде (умение достаточно быстро считывать текст и помнить необходимую информацию, мысленно выполнять математические действия, грамотно заполнять документацию и др.)

2) Профессиональная квалификация – это достижение определенного уровня профессионального образования работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы. Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности и присуща специалисту, т.е. работнику, обладающему необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками.

Профессионализм в стадии узкоспециализированной квалификации чреват «профессиональным шовинизмом»: профессиональный интерес может заслонить все остальное, даже интересы всего человечества (пример тому изречение: «Пусть рушится мир, но торжествует закон»). Нынешние острейшие экологические проблемы в значительной мере являются следствием квалифицированной профессиональной деятельности.

Заложенная в понятии «профессиональная квалификация» нейтральность в социальном, гражданском и этическом отношении восполняется в определенной мере оценкой результатов профессионального образования в зависимости от масштабов и уровня компетентности работника.

3) Профессиональная компетентность – интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования (Ю.Г. Татур).

Работника данного уровня целесообразно назвать профессионалом, т.е. социально и профессионально компетентным работником с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенциями, позволяющими ему успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах.

Отличие данной ступени профессионализма заключается в том, что, во-первых, согласно определению, профессиональная квалификация как результат образования, потенциальна, т.е. она является основой для деятельности, компетентность же характеризует способность человека использовать эту базу для успешной деятельности. Во-вторых, компетентный человек (профессионал) знает не только как сделать (умение), но и то, почему надо делать именно так, способен осуществить выбор из арсенала своих умений, которые наилучшим образом отвечают условиям данной ситуации. В-третьих, компетентность - это сумма умений, умноженная на морально-волевые качества человека, его мотивацию и стремление. В-четвертых, от профессионала требуется не просто готовность к успешной деятельности, а готовность к деятельности в современных условиях динамичных изменений как в мире технологий, так и в общественной жизни, проявляющей его творческое, созидательное мышление. В-пятых, компетентным работник может быть назван только тогда, когда он полностью отдает себе отчет как в социальной значимости своей профессиональной деятельности, так и в возможных ее негативных последствиях для природы, общества, мира на земле. В-шестых, профессионал осознает необходимость самосовершенствования, т.е. соразмеряет свою деятельность с перспективой развития той сферы, где он трудится, строит ее в соответствии с ожиданиями, чаяниями общества, а не ее насущными (минимальными) требованиями.

Традиционная образовательная деятельность в вузе ориентированна на выпуск специалистов со второй ступенью профессионализма. Согласно стратегии развития российского высшего образования в рамках единого европейского образовательного пространства результатом подготовки в вузе должна стать профессиональная компетентность.