Виды пособий по праву социального обеспечения

 

Принятые в последние годы нормативно-правовые акты в сфере социального обеспечения привели к измене­нию в содержании правового регулирования обществен­ных отношений по социальному обеспечению пособиями. Вступление в силу Закона Республики Беларусь от 31 ян­варя 1995 г. «Об основах государственного социального страхования»1, Закона Республики Беларусь «О государ­ственных пособиях семьям, воспитывающим детей», За­кона Республики Беларусь «О занятости населения Рес­публики Беларусь», Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, постановле­ния Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 1999 года № 1254 «О мерах по социальной защите мало­обеспеченных граждан» и других нормативно-правовых актов коренным образом повлияло на систему правовых видов социального обеспечения, важную роль среди кото­рых играют пособия.

Многообразие видов пособий, предусмотренных в дей­ствующем законодательстве, широта охвата круга лиц, подлежащих обеспечению пособиями, свидетельствуют о большой социальной значимости пособий в поддержании уровня жизни населения Республики Беларусь. Охвачены практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.

Действующее законодательство предусматривает сле­дующие виды пособий:

§ по беременности и родам;

§ в связи с рождением ребенка;

§ матери, ставшей на учет до 12-недельного срока бе­ременности;

§ по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

§ на детей в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся днев­ных средних школ, гимназий, лицеев и других по­добного типа учебных заведений до их окончания, а также учащихся, обучающихся за счет личных средств в высших, средних специальных учебных заведениях и на курсах, работающих по режиму учебных заведений в дневное время, и не получаю­щих стипендий - до 18 лет);

§ по уходу за больным ребенком;

§ по уходу за больным ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери;

§ по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

§ при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;

§ на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных виру­сом иммунодефицита человека или больных СПИДом;

§ одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрас­те до 1,5 года;

§ по безработице; 344

§ по временной нетрудоспособности.

Совокупность пособий представляет собой целостную систему с присущей ей структурой, требующей разграниче­ния составных элементов между собой по отдельным час­тям этой системы, основываясь на их общих признаках. Это значит, с помощью критериев классификации необхо­димо разбить пособия на группы, выявляя различия и отмечая черты сходства.

В настоящее время нет единой точки зрения в части выбора оснований классификации пособий.

Рассмотрим существующие подходы в части выбора группировки пособий. А.Е. Козлов классифицирует посо­бия по источникам финансирования.

В предложенной А.Е, Козловым классификации посо­бия делятся на две группы. Первую составляют пособия по социальному обеспечению, вторую - по социальному стра­хованию. Данная классификация строится на принципе фи­нансирования социальных выплат (пособий) как со сторо­ны государства (за счет средств бюджета) - сюда включают­ся пособия по социальному обеспечению, так и со стороны самих получателей (нанимателя) - пособия через систему страховых взносов в соответствующие страховые фонды (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости). С такой классификацией мож­но согласиться, но тогда зародившаяся в последние годы практика предоставления пособий за счет средств нанима­теля, строящаяся на договорных началах, теряет всякое значение. А оно, несомненно, есть.

Закон «Об основах государственного социального стра­хования» закрепил создание в республике единой системы социального страхования для всех слоев населения, вклю­чая рабочих, служащих государственных предприятий, предприятий и обществ иных форм собственности, в том числе и сельскохозяйственных предприятий, колхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Статья 12 этого Закона предоставляет возможность заключать договоры на добровольное социальное страхо­вание: «Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхо­вание своих работников».

Таким образом, государство в лице законодателя пре­доставляет возможность и рекомендует нанимателю ис­пользовать дополнительные меры по страхованию своих работников, которые имеют право получать пособия из дополнительного (договорного) источника. К тому же предприятие самостоятельно определяет направление ис­пользования чистой прибыли. В условиях хозяйственной самостоятельности предприятий резко возрастает возмож­ность дополнительного обеспечения своих работников за счет средств, отчисляемых от прибыли предприятий в фон­ды социального развития и материальной помощи.

Обеспечение работников и их семей пособиями за счет средств нанимателя регламентируется коллективными до­говорами, которые могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях.

Статья 364 Трудового кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 2000 г., конкретизирует, какие именно вопросы могут быть отражены в содержании коллективного договора. Среди прочих коллективный до­говор может содержать положения: «о гарантиях социаль­ного страхования работников и их семей, предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семь­ям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов, организации санаторно-курортного лечения и отдыха ра­ботников и членов их семей; обеспечении занятости».

Итак, такая классификация (пособия по социальному обеспечению и пособия по социальному страхованию) была обоснованной и вытекала из характера единой государствен­ной системы социального обеспечения пособиями. В настоя­щее время этой классификации придерживаться явно невоз­можно, назрела необходимость в новой, основанной на ином дополнительном критерии - социально-экономическом.

Исходя из сказанного, пособия по социально-экономи­ческой сущности, основанной на источнике финансирова­ния, можно классифицировать на три вида (группы):

§ пособия, входящие в систему государственного соци­ального страхования;

§ пособия по социальному обеспечению (финансируе­мые из госбюджета);

§ пособия, предоставляемые за счет средств нанимате­ля (на договорной основе).

К первой группе относятся пособия:

§ по временной нетрудоспособности;

§ по беременности и родам; Ф в связи с рождением ребенка;

§ матери, ставшей на учет до 12-недельного срока бе­ременности;

§ по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

§ по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;

§ по уходу за ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери;

§ при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

§ пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

§ пособие по безработице.

Источником финансирования перечисленных выше по­собий является Фонд социальной защиты населения и средства Государственного фонда содействия занятости1.

Ко второй группе пособий по социальному обеспече­нию, финансируемых из государственного и местных бюд­жетов, относятся пособия:

§ на детей в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся до 18 лет); Ф одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрас­те до 1,5 года;

 

§ пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

§ на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных виру­сом иммунодефицита человека или больных СПИДом;

§ надбавки к государственным пособиям на детей оди­ноким матерям из числа детей-сирот, на детей одино­ким матерям, разведенным мужчинам и женщинам, если один из родителей уклоняется от уплаты алимен­тов, на детей военнослужащих срочной службы.

К третьей группе пособий, предоставляемых за счет средств нанимателя, относятся пособия:

§ дополнительный свободный от работы день (работа­ющим матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста);

§ • пособие на детей;

§ • пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

За счет средств нанимателя может выплачиваться лю­бой из вышеперечисленных видов пособий, отнесенных и к первой, и ко второй группе приведенной классификации.

Очевидно, что по своему целевому назначению пособия являются помощью гражданам в предусмотренных законо­дателем случаях. При этом помощь в одних случаях вос­полняет заработок, утраченный лицом по причине, при­знанной обществом уважительной, в других случаях посо­бия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.

На наш взгляд, представляет наибольший интерес классификация пособий по видам, предложенная В. С. Ан­дреевым. В основу группировки положена конкретная цель их предоставления. Она позволяет объединить сходные по назначению пособия в самостоятельные группы, обеспечи­вает единство и дифференциацию их в общей системе посо­бий. Исходя из данной классификации, все пособия можно разделить на три большие группы (вида).

Первую группу составляют пособия, заменяющие вре­менно утраченный по уважительной причине заработок, выплачиваемые в размере, равном или приближающемся к утраченному заработку. К первому виду относятся посо­бия по беременности и по временной нетрудоспособности, которое выплачивается в случаях: утраты трудоспособно­сти вследствие болезни (травмы); беременности и родов (у работающей женщины); санаторно-курортном лечении; ухода за больным членом семьи; ухода за ребенком в воз­расте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, и т.д.

Этот вид пособий имеет общую цель — оказать помощь, восполнить заработок, утраченный работником по причи­не, признанной государством уважительной, причем эта помощь предоставляется непродолжительное время, но в сумме, равной или приближающейся к размеру утраченно­го заработка. Условия назначения таких пособий исклю­чают возможность их получения одновременно с оплатой по труду. Пособия первого вида различаются между собой по юридическим признакам, что сказывается и на их на­звании. Так, пособия по временной нетрудоспособности от­личаются от пособий по беременности и родам спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назна­чаются.

Ко второму виду относятся пособия, дополняющие основной источник средств существования (оплата за труд, пенсия). Эта помощь покрывает дополнительные расходы, на которые основных источников у гражданина, по мне­нию законодателя, недостаточно.

К этому виду по действующему законодательству сле­дует отнести пособия:

§ в связи с рождением ребенка;

§ матери, ставшей на учет до 12-недельного срока бе­ременности;

§ пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

§ на детей: в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся днев­ных средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и других подобного типа учебных заведений до их окончания, а также учащихся, обучающихся за счет личных средств в высших и средних специ­альных учебных заведениях и на курсах, которые ра­ботают по режиму учебных заведений в дневное вре­мя, и не получающих стипендий, - до 18 лет);

§ по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

§ при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;

§ на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных виру­сом иммунодефицита человека или больных СПИДом;

§ на погребение.

Несмотря на общую цель, все пособия, входящие в данный вид, различаются между собой спецификой юриди­ческих фактов, при наступлении которых они назначают­ся, фондами, из которых выплачиваются. При этом специ­фика каждого юридического факта предопределила и само название конкретного пособия.

Третью группу составляют пособия, выступающие ос­новным источником средств существования для некоторых категорий граждан. А это означает, что пособия этого вида выдаются в качестве помощи в связи с тем, что у получа­ющих отсутствуют или могут отсутствовать такие источ­ники средств к существованию, как оплата по труду, пен­сии и иные источники. До реформы пенсионного законода­тельства к этой группе относили социальные пенсии инва­лидам с детства, ранее называвшиеся «пособия инвалидам и престарелым, не имеющим права на пенсию и не облада­ющим самостоятельным источником дохода».

На наш взгляд, в нынешних условиях развития соци­ального обеспечения к третьей группе можно отнести по­собие по безработице.

Теоретическая и практическая ценность классифика­ции пособий, введенной В.С. Андреевым, состоит в том, что впервые им были раскрыты роль и значение пособий как самостоятельного вида социального обеспечения.

Все пособия не однородны по структуре и по целевому назначению. Поэтому классифицирующим признаком для группировки пособий по видам может использоваться кри­терий периодичности выплаты пособий.

На базе современного законодательства пособия по праву социального обеспечения предоставляются ежеме­сячно, единовременно и периодически. Так, по Закону Республики Беларусь «О государственных пособиях семь­ям, воспитывающим детей», семья (лицо, фактически осу­ществляющее уход за ребенком) вправе претендовать: на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на единовременное пособие в связи с рождением ре­бенка; на периодические - по уходу за больным ребенком, при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов.

Следуя этой схеме, разграничим все пособия на:

§ ежемесячные, выплачиваемые регулярно в течение длительного срока, таковыми являются пособия се­мьям, воспитывающим детей (по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, по уходу за ребенком-инвалидом в воз­расте до 18 лет и т.д.);

§ единовременные, выплачивающиеся при наличии соответствующих правовых оснований однократно, к ним относятся: пособие матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, пособие в свя­зи с рождением ребенка, на погребение;

§ периодические выплачиваются при наступлении со­ответствующих правовых оснований в течение срав­нительно непродолжительного срока (относитель­ная длительность выплаты таких пособий не пре­вращает их в ежемесячные); к этому виду пособий следует отнести пособия по временной нетрудоспо­собности, по беременности и родам, по безработице.

Общепризнанно, что в праве социального обеспечения не существует универсального критерия классификации пособий по видам.

Нами предлагаются следующие социально-правовые основания классификации:

1. Временная нетрудоспособность.

2. Семья (основным признаком отнесения отдельных видов пособий к семейным выплатам является их функ­циональная направленность на материальное обеспечение как детей в составе семьи, так и одновременно семьи в целом, поскольку она обременена уходом за ними. Здесь можно поставить знак равенства, поскольку выплаты, про­изводимые в связи с наличием в семье несовершеннолетне­го ребенка (детей), поступают в общий семейный бюджет, практического их обособления не происходит и уже из этого общего бюджета удовлетворяются потребности детей.

3. Безработица (занятость).

Таким образом, по социально-правовым основаниям обеспечения пособия можно разделить на следующие важ­нейшие виды:

§ первый - пособия по временной нетрудоспособности;

§ второй — семейные пособия (в том числе и пособие на погребение);

§ третий - пособие по безработице.

Социальное обеспечение населения пособиями пред­ставляет собой комплекс денежных выплат, направленных на оказание адресной дифференцированной помощи нуж­дающимся гражданам. Адресность включает в себя диффе­ренцированный подход к социальному обеспечению посо­биями в зависимости от социального статуса нуждающих­ся и их демографических характеристик. Совершенно оче­видно, что потребности различны у одиноких и семейных граждан, у многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка и т.д.

Одним из критериев для дифференциации пособий по видам необходимо избрать круг лиц, имеющих право на тот или иной вид пособия. Совершенствование законода­тельства в сфере социального обеспечения граждан Респуб­лики Беларусь пособиями свидетельствует о расширении круга лиц, имеющих право на пособия.

Проявляя заботу о семье, о детях, государство до 1992 г. определяло только один вид пособия, на который имела право «семья» - пособие на погребение. Данную проблему разрешил Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Исходя из названного правового акта, субъектом, имеющим право на различные виды пособий, стала семья с детьми.

Следует, однако, отметить, что в ст. 1 Закона «О госу­дарственных пособиях семьям, воспитывающим детей» указано: «семьи, воспитывающие детей, имеют право на государственные пособия в случаях, определенных данным Законом...». Возникает вопрос: что собой представляет семья, как определить круг лиц, входящих в семью, име­ющих право на пособия на данном этапе развития соци­ального обеспечения?

Статья 35 Закона Республики Беларусь «О пенсион­ном обеспечении» определяет круг лиц, включаемых в состав семьи для назначения пенсии по случаю потери кор­мильца, — дети, братья, сестры, внуки, родители, супруг (супруга), дед, бабушка, отчим, мачеха, усыновитель, усы­новленный. В других же случаях законодатель употребля­ет термин «семья», закрепляя ее права и гарантии в сфере социального обеспечения пособиями, не раскрывая его. Статья 17 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», закрепляя право на пособие по уходу за больным ребенком, за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болез­ни матери (пособие по уходу за заболевшим членом се­мьи), не раскрывает, кто на него имеет право.

В понятии семьи с детьми необходимо выделить три ос­новных характеризующих критерия: первый — это наличие детей; второй — определенная правовая связь ребенка с лицами, осуществляющими заботу о нем; третий крите­рий - совместное проживание ребенка с лицом, осуществ­ляющим заботу о нем, воспитывающим его.

К семейным пособиям относятся пособия:

§ в связи с рождением ребенка;

§ по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

§ на детей в возрасте от 3 до 16 лет (18 лет);

§ по уходу за больным ребенком;

§ по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери;

§ по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

§ при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;

§ на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных виру­сом иммунодефицита человека или больных СПИ Дом;

§ надбавки к государственным пособиям.

Вторым субъектом при классификации пособий по кру­гу лиц следует выделить — женщину-мать. Несомненно, только женщина-мать имеет право на следующие пособия: матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беремен­ности, по беременности и родам, одинокой матери, воспи­тывающей ребенка в возрасте до 1,5 года.

Уровень жизни населения рассматривается в качестве обобщающего показателя, и он является одним из важней­ших критериев эффективной социальной политики госу­дарства. Одним из важнейших показателей социальной си­туации являются трудовые ресурсы и занятость населения.

Учитывая специфику экономических и социальных реалий развития нашего общества, особенность действую­щего законодательства о пособиях, пособия по видам сле­дует классифицировать так:

§ социально-экономические (1 - пособия, входящие в систему государственного социального страхова­ния; 2 - пособия по социальному обеспечению (финансируемые из госбюджета); 3 - пособия, пре­доставляемые за счет средств нанимателя (на дого­ворной основе));

§ целевые (1 - пособия, заменяющие временно утра­ченный по уважительной причине заработок; 2 -пособия, дополняющие основной источник средств существования; 3 - пособия, выступающие основ­ным источником средств существования);

§ социально-правовые (1 - семейные пособия; 2 - по­собия по временной нетрудоспособности; 3 - пособия по безработице);

§ периодичность выплат (1 - ежемесячные; 2 - едино­временные; 3 - периодические);

§ по кругу лиц (1 - пособия семьям с детьми; 2 - по­собия женщине-матери; 3 - пособия работнику).