Виды пособий по праву социального обеспечения
Принятые в последние годы нормативно-правовые акты в сфере социального обеспечения привели к изменению в содержании правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению пособиями. Вступление в силу Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования»1, Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 1999 года № 1254 «О мерах по социальной защите малообеспеченных граждан» и других нормативно-правовых актов коренным образом повлияло на систему правовых видов социального обеспечения, важную роль среди которых играют пособия.
Многообразие видов пособий, предусмотренных в действующем законодательстве, широта охвата круга лиц, подлежащих обеспечению пособиями, свидетельствуют о большой социальной значимости пособий в поддержании уровня жизни населения Республики Беларусь. Охвачены практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.
Действующее законодательство предусматривает следующие виды пособий:
§ по беременности и родам;
§ в связи с рождением ребенка;
§ матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности;
§ по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
§ на детей в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся дневных средних школ, гимназий, лицеев и других подобного типа учебных заведений до их окончания, а также учащихся, обучающихся за счет личных средств в высших, средних специальных учебных заведениях и на курсах, работающих по режиму учебных заведений в дневное время, и не получающих стипендий - до 18 лет);
§ по уходу за больным ребенком;
§ по уходу за больным ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери;
§ по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
§ при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
§ на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом;
§ одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года;
§ по безработице; 344
§ по временной нетрудоспособности.
Совокупность пособий представляет собой целостную систему с присущей ей структурой, требующей разграничения составных элементов между собой по отдельным частям этой системы, основываясь на их общих признаках. Это значит, с помощью критериев классификации необходимо разбить пособия на группы, выявляя различия и отмечая черты сходства.
В настоящее время нет единой точки зрения в части выбора оснований классификации пособий.
Рассмотрим существующие подходы в части выбора группировки пособий. А.Е. Козлов классифицирует пособия по источникам финансирования.
В предложенной А.Е, Козловым классификации пособия делятся на две группы. Первую составляют пособия по социальному обеспечению, вторую - по социальному страхованию. Данная классификация строится на принципе финансирования социальных выплат (пособий) как со стороны государства (за счет средств бюджета) - сюда включаются пособия по социальному обеспечению, так и со стороны самих получателей (нанимателя) - пособия через систему страховых взносов в соответствующие страховые фонды (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости). С такой классификацией можно согласиться, но тогда зародившаяся в последние годы практика предоставления пособий за счет средств нанимателя, строящаяся на договорных началах, теряет всякое значение. А оно, несомненно, есть.
Закон «Об основах государственного социального страхования» закрепил создание в республике единой системы социального страхования для всех слоев населения, включая рабочих, служащих государственных предприятий, предприятий и обществ иных форм собственности, в том числе и сельскохозяйственных предприятий, колхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств.
Статья 12 этого Закона предоставляет возможность заключать договоры на добровольное социальное страхование: «Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников».
Таким образом, государство в лице законодателя предоставляет возможность и рекомендует нанимателю использовать дополнительные меры по страхованию своих работников, которые имеют право получать пособия из дополнительного (договорного) источника. К тому же предприятие самостоятельно определяет направление использования чистой прибыли. В условиях хозяйственной самостоятельности предприятий резко возрастает возможность дополнительного обеспечения своих работников за счет средств, отчисляемых от прибыли предприятий в фонды социального развития и материальной помощи.
Обеспечение работников и их семей пособиями за счет средств нанимателя регламентируется коллективными договорами, которые могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях.
Статья 364 Трудового кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 2000 г., конкретизирует, какие именно вопросы могут быть отражены в содержании коллективного договора. Среди прочих коллективный договор может содержать положения: «о гарантиях социального страхования работников и их семей, предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов, организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей; обеспечении занятости».
Итак, такая классификация (пособия по социальному обеспечению и пособия по социальному страхованию) была обоснованной и вытекала из характера единой государственной системы социального обеспечения пособиями. В настоящее время этой классификации придерживаться явно невозможно, назрела необходимость в новой, основанной на ином дополнительном критерии - социально-экономическом.
Исходя из сказанного, пособия по социально-экономической сущности, основанной на источнике финансирования, можно классифицировать на три вида (группы):
§ пособия, входящие в систему государственного социального страхования;
§ пособия по социальному обеспечению (финансируемые из госбюджета);
§ пособия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе).
К первой группе относятся пособия:
§ по временной нетрудоспособности;
§ по беременности и родам; Ф в связи с рождением ребенка;
§ матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности;
§ по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
§ по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
§ по уходу за ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери;
§ при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
§ пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
§ пособие по безработице.
Источником финансирования перечисленных выше пособий является Фонд социальной защиты населения и средства Государственного фонда содействия занятости1.
Ко второй группе пособий по социальному обеспечению, финансируемых из государственного и местных бюджетов, относятся пособия:
§ на детей в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся до 18 лет); Ф одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года;
§ пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
§ на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом;
§ надбавки к государственным пособиям на детей одиноким матерям из числа детей-сирот, на детей одиноким матерям, разведенным мужчинам и женщинам, если один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, на детей военнослужащих срочной службы.
К третьей группе пособий, предоставляемых за счет средств нанимателя, относятся пособия:
§ дополнительный свободный от работы день (работающим матерям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста);
§ • пособие на детей;
§ • пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
За счет средств нанимателя может выплачиваться любой из вышеперечисленных видов пособий, отнесенных и к первой, и ко второй группе приведенной классификации.
Очевидно, что по своему целевому назначению пособия являются помощью гражданам в предусмотренных законодателем случаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, утраченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.
На наш взгляд, представляет наибольший интерес классификация пособий по видам, предложенная В. С. Андреевым. В основу группировки положена конкретная цель их предоставления. Она позволяет объединить сходные по назначению пособия в самостоятельные группы, обеспечивает единство и дифференциацию их в общей системе пособий. Исходя из данной классификации, все пособия можно разделить на три большие группы (вида).
Первую группу составляют пособия, заменяющие временно утраченный по уважительной причине заработок, выплачиваемые в размере, равном или приближающемся к утраченному заработку. К первому виду относятся пособия по беременности и по временной нетрудоспособности, которое выплачивается в случаях: утраты трудоспособности вследствие болезни (травмы); беременности и родов (у работающей женщины); санаторно-курортном лечении; ухода за больным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, и т.д.
Этот вид пособий имеет общую цель — оказать помощь, восполнить заработок, утраченный работником по причине, признанной государством уважительной, причем эта помощь предоставляется непродолжительное время, но в сумме, равной или приближающейся к размеру утраченного заработка. Условия назначения таких пособий исключают возможность их получения одновременно с оплатой по труду. Пособия первого вида различаются между собой по юридическим признакам, что сказывается и на их названии. Так, пособия по временной нетрудоспособности отличаются от пособий по беременности и родам спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются.
Ко второму виду относятся пособия, дополняющие основной источник средств существования (оплата за труд, пенсия). Эта помощь покрывает дополнительные расходы, на которые основных источников у гражданина, по мнению законодателя, недостаточно.
К этому виду по действующему законодательству следует отнести пособия:
§ в связи с рождением ребенка;
§ матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности;
§ пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
§ на детей: в возрасте от 3 до 16 лет (учащихся дневных средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и других подобного типа учебных заведений до их окончания, а также учащихся, обучающихся за счет личных средств в высших и средних специальных учебных заведениях и на курсах, которые работают по режиму учебных заведений в дневное время, и не получающих стипендий, - до 18 лет);
§ по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
§ при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
§ на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом;
§ на погребение.
Несмотря на общую цель, все пособия, входящие в данный вид, различаются между собой спецификой юридических фактов, при наступлении которых они назначаются, фондами, из которых выплачиваются. При этом специфика каждого юридического факта предопределила и само название конкретного пособия.
Третью группу составляют пособия, выступающие основным источником средств существования для некоторых категорий граждан. А это означает, что пособия этого вида выдаются в качестве помощи в связи с тем, что у получающих отсутствуют или могут отсутствовать такие источники средств к существованию, как оплата по труду, пенсии и иные источники. До реформы пенсионного законодательства к этой группе относили социальные пенсии инвалидам с детства, ранее называвшиеся «пособия инвалидам и престарелым, не имеющим права на пенсию и не обладающим самостоятельным источником дохода».
На наш взгляд, в нынешних условиях развития социального обеспечения к третьей группе можно отнести пособие по безработице.
Теоретическая и практическая ценность классификации пособий, введенной В.С. Андреевым, состоит в том, что впервые им были раскрыты роль и значение пособий как самостоятельного вида социального обеспечения.
Все пособия не однородны по структуре и по целевому назначению. Поэтому классифицирующим признаком для группировки пособий по видам может использоваться критерий периодичности выплаты пособий.
На базе современного законодательства пособия по праву социального обеспечения предоставляются ежемесячно, единовременно и периодически. Так, по Закону Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», семья (лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком) вправе претендовать: на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на единовременное пособие в связи с рождением ребенка; на периодические - по уходу за больным ребенком, при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов.
Следуя этой схеме, разграничим все пособия на:
§ ежемесячные, выплачиваемые регулярно в течение длительного срока, таковыми являются пособия семьям, воспитывающим детей (по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и т.д.);
§ единовременные, выплачивающиеся при наличии соответствующих правовых оснований однократно, к ним относятся: пособие матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, пособие в связи с рождением ребенка, на погребение;
§ периодические выплачиваются при наступлении соответствующих правовых оснований в течение сравнительно непродолжительного срока (относительная длительность выплаты таких пособий не превращает их в ежемесячные); к этому виду пособий следует отнести пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице.
Общепризнанно, что в праве социального обеспечения не существует универсального критерия классификации пособий по видам.
Нами предлагаются следующие социально-правовые основания классификации:
1. Временная нетрудоспособность.
2. Семья (основным признаком отнесения отдельных видов пособий к семейным выплатам является их функциональная направленность на материальное обеспечение как детей в составе семьи, так и одновременно семьи в целом, поскольку она обременена уходом за ними. Здесь можно поставить знак равенства, поскольку выплаты, производимые в связи с наличием в семье несовершеннолетнего ребенка (детей), поступают в общий семейный бюджет, практического их обособления не происходит и уже из этого общего бюджета удовлетворяются потребности детей.
3. Безработица (занятость).
Таким образом, по социально-правовым основаниям обеспечения пособия можно разделить на следующие важнейшие виды:
§ первый - пособия по временной нетрудоспособности;
§ второй — семейные пособия (в том числе и пособие на погребение);
§ третий - пособие по безработице.
Социальное обеспечение населения пособиями представляет собой комплекс денежных выплат, направленных на оказание адресной дифференцированной помощи нуждающимся гражданам. Адресность включает в себя дифференцированный подход к социальному обеспечению пособиями в зависимости от социального статуса нуждающихся и их демографических характеристик. Совершенно очевидно, что потребности различны у одиноких и семейных граждан, у многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка и т.д.
Одним из критериев для дифференциации пособий по видам необходимо избрать круг лиц, имеющих право на тот или иной вид пособия. Совершенствование законодательства в сфере социального обеспечения граждан Республики Беларусь пособиями свидетельствует о расширении круга лиц, имеющих право на пособия.
Проявляя заботу о семье, о детях, государство до 1992 г. определяло только один вид пособия, на который имела право «семья» - пособие на погребение. Данную проблему разрешил Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Исходя из названного правового акта, субъектом, имеющим право на различные виды пособий, стала семья с детьми.
Следует, однако, отметить, что в ст. 1 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» указано: «семьи, воспитывающие детей, имеют право на государственные пособия в случаях, определенных данным Законом...». Возникает вопрос: что собой представляет семья, как определить круг лиц, входящих в семью, имеющих право на пособия на данном этапе развития социального обеспечения?
Статья 35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определяет круг лиц, включаемых в состав семьи для назначения пенсии по случаю потери кормильца, — дети, братья, сестры, внуки, родители, супруг (супруга), дед, бабушка, отчим, мачеха, усыновитель, усыновленный. В других же случаях законодатель употребляет термин «семья», закрепляя ее права и гарантии в сфере социального обеспечения пособиями, не раскрывая его. Статья 17 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», закрепляя право на пособие по уходу за больным ребенком, за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери (пособие по уходу за заболевшим членом семьи), не раскрывает, кто на него имеет право.
В понятии семьи с детьми необходимо выделить три основных характеризующих критерия: первый — это наличие детей; второй — определенная правовая связь ребенка с лицами, осуществляющими заботу о нем; третий критерий - совместное проживание ребенка с лицом, осуществляющим заботу о нем, воспитывающим его.
К семейным пособиям относятся пособия:
§ в связи с рождением ребенка;
§ по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
§ на детей в возрасте от 3 до 16 лет (18 лет);
§ по уходу за больным ребенком;
§ по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери;
§ по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
§ при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
§ на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИ Дом;
§ надбавки к государственным пособиям.
Вторым субъектом при классификации пособий по кругу лиц следует выделить — женщину-мать. Несомненно, только женщина-мать имеет право на следующие пособия: матери, ставшей на учет до 12-недельного срока беременности, по беременности и родам, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 года.
Уровень жизни населения рассматривается в качестве обобщающего показателя, и он является одним из важнейших критериев эффективной социальной политики государства. Одним из важнейших показателей социальной ситуации являются трудовые ресурсы и занятость населения.
Учитывая специфику экономических и социальных реалий развития нашего общества, особенность действующего законодательства о пособиях, пособия по видам следует классифицировать так:
§ социально-экономические (1 - пособия, входящие в систему государственного социального страхования; 2 - пособия по социальному обеспечению (финансируемые из госбюджета); 3 - пособия, предоставляемые за счет средств нанимателя (на договорной основе));
§ целевые (1 - пособия, заменяющие временно утраченный по уважительной причине заработок; 2 -пособия, дополняющие основной источник средств существования; 3 - пособия, выступающие основным источником средств существования);
§ социально-правовые (1 - семейные пособия; 2 - пособия по временной нетрудоспособности; 3 - пособия по безработице);
§ периодичность выплат (1 - ежемесячные; 2 - единовременные; 3 - периодические);
§ по кругу лиц (1 - пособия семьям с детьми; 2 - пособия женщине-матери; 3 - пособия работнику).