ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Вопрос о соотношении права и государства всегда, в том или ином аспекте, рассматривался в философских, политических, правовых уче­ниях, получая разные, иногда прямо противоположные ответы, в зависи­мости от особенностей теоретического подхода. В предыдущих разделах, посвященных проблеме правового государства, происхождению права и его особенностям, некоторые аспекты этого вопроса были рассмотре­ны. Из сравнительного анализа разных правовых теорий прошлого и со­временности можно вывести три модели соотношения государства и права.

1) Нормативное понимание права приводило, как правило, к выво­дам: право - продукт деятельности государства; государство формирует содержание права, устанавливая юридические нормы либо санкциони­руя иные, неюридические правила, сложившиеся в обществе и признанные членами общества; государство обеспечивает осуществление права; интересы гражданского общества отражаются в праве только после того, как они трансформируются в государственные интересы. Короче, право создано из "ребра" государства и в процессе своего существования напрямую зависит от государства. Итоговый вывод: государство первично в рассматриваемой взаимосвязи, право - вторично. Излишне объяснять, почему именно такое понимание права было господствующим в нашем обществе, в условиях тоталитарного режима.

2) Естественно-правовая теория исходила из первичности права, его "безусловного приоритета" в сравнении с государством. Источник прав человека - он сам, его потребности и интересы. С этой точки зрения право обладает социальным, человеческим происхождением, а не государствен­ным. Оно - продукт нормальной жизнедеятельности человека. Поскольку содержание права (и естественного, и юридического) составляют общече­ловеческие ценности, государство не свободно в установлении юридичес­ких норм; оно связано этими ценностями как в правотворческой, так и в правореализующей деятельности. Тезис "право выше государства" - цен­тральный в этой теории.

3) При социологическом понимании права выводы не столь опре­деленны. Здесь право и государство оказываются как бы на равном уров­не, так как право формируется как через государство, так и в фактически складывающихся правовых отношениях, где главную роль играют интере­сы, воля их участников.

В современном правоведении получила свое развитие и обоснова­ние точка зрения, позволяющая избежать крайностей в решении этого вопроса. Проблема соотношения государства и права не может быть оха­рактеризована односторонне - с помощью приоритета государства или права. Эта взаимосвязь более сложна и носит характер двусторонней зави­симости. На миллионах исторических фактов мы убеждаемся в тесных связях между государством и правом (юридическим) как на уровне право­творчества, так и реализации права.

Прежде всего, необходимо уточнить оценку роли государства в формировании права. Процесс создания юридических норм, как правило, проходит длинный путь. Он начинается с возникновения объективно обусловленной экономической, социально-политической, нравственной или иной общественной потребности в юридическом регулировании (или изменении регулирования) соответствующих отношений. Осознание этой потребности самими участниками отношений, институтами гражданско­го общества, его выражение в представлениях, оценках, требованиях, нор­мативных положениях неюридического характера - важнейший этап пре­образования, в который включаются права человека. Государство же, в лице своих уполномоченных структур, завершает этот процесс, придавая определенную юридическую форму праву. Таким образом, общество через государство и с его помощью формирует правовые нормы. Про­цесс этот не должен быть произвольным и субъективным, хотя такое слу­чается, и притом нередко. Велика роль государства в обеспечении реали­зации права: оно обязано создавать условия для осуществления правовых установлений, контролировать поведение субъектов права и в необходи­мых случаях применять меры государственного принуждения. Связь пра­ва и государства выражается и в системе различных форм государствен­ного поощрения за успехи в исполнении законов.

С другой стороны, государство нуждается в праве в не меньшей степени, чем право в государстве. Важное значение имеет право для внут­ренней организации государства. Оно оформляет структуру государства, устройство его механизма, компетенцию государственных органов, долж­ностных лиц; регулирует взаимоотношения государственных структур как между собой, так и с институтами гражданского общества, с населением. В демократическом обществе право определяет границы деятельности государства, его вмешательства в общественную и частную жизнь; содер­жит гарантии против злоупотребления властью и нарушения прав челове­ка и гражданина.

Деятельность государства, его функции не могут быть реализова­ны в цивилизованном обществе без использования права, правовых средств (см.: параграф о функциях государства и правовых формах их осуществле­ния).

В современных условиях российского общества особое значение приобретает формула: "государство связано правом". Она означает, что правовые установления обязательны для всех: не только граждан и их объе­динений, но и для государства, его органов и должностных лиц (ст. 15 Кон­ституции РФ).