ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Вопрос о соотношении права и государства всегда, в том или ином аспекте, рассматривался в философских, политических, правовых учениях, получая разные, иногда прямо противоположные ответы, в зависимости от особенностей теоретического подхода. В предыдущих разделах, посвященных проблеме правового государства, происхождению права и его особенностям, некоторые аспекты этого вопроса были рассмотрены. Из сравнительного анализа разных правовых теорий прошлого и современности можно вывести три модели соотношения государства и права.
1) Нормативное понимание права приводило, как правило, к выводам: право - продукт деятельности государства; государство формирует содержание права, устанавливая юридические нормы либо санкционируя иные, неюридические правила, сложившиеся в обществе и признанные членами общества; государство обеспечивает осуществление права; интересы гражданского общества отражаются в праве только после того, как они трансформируются в государственные интересы. Короче, право создано из "ребра" государства и в процессе своего существования напрямую зависит от государства. Итоговый вывод: государство первично в рассматриваемой взаимосвязи, право - вторично. Излишне объяснять, почему именно такое понимание права было господствующим в нашем обществе, в условиях тоталитарного режима.
2) Естественно-правовая теория исходила из первичности права, его "безусловного приоритета" в сравнении с государством. Источник прав человека - он сам, его потребности и интересы. С этой точки зрения право обладает социальным, человеческим происхождением, а не государственным. Оно - продукт нормальной жизнедеятельности человека. Поскольку содержание права (и естественного, и юридического) составляют общечеловеческие ценности, государство не свободно в установлении юридических норм; оно связано этими ценностями как в правотворческой, так и в правореализующей деятельности. Тезис "право выше государства" - центральный в этой теории.
3) При социологическом понимании права выводы не столь определенны. Здесь право и государство оказываются как бы на равном уровне, так как право формируется как через государство, так и в фактически складывающихся правовых отношениях, где главную роль играют интересы, воля их участников.
В современном правоведении получила свое развитие и обоснование точка зрения, позволяющая избежать крайностей в решении этого вопроса. Проблема соотношения государства и права не может быть охарактеризована односторонне - с помощью приоритета государства или права. Эта взаимосвязь более сложна и носит характер двусторонней зависимости. На миллионах исторических фактов мы убеждаемся в тесных связях между государством и правом (юридическим) как на уровне правотворчества, так и реализации права.
Прежде всего, необходимо уточнить оценку роли государства в формировании права. Процесс создания юридических норм, как правило, проходит длинный путь. Он начинается с возникновения объективно обусловленной экономической, социально-политической, нравственной или иной общественной потребности в юридическом регулировании (или изменении регулирования) соответствующих отношений. Осознание этой потребности самими участниками отношений, институтами гражданского общества, его выражение в представлениях, оценках, требованиях, нормативных положениях неюридического характера - важнейший этап преобразования, в который включаются права человека. Государство же, в лице своих уполномоченных структур, завершает этот процесс, придавая определенную юридическую форму праву. Таким образом, общество через государство и с его помощью формирует правовые нормы. Процесс этот не должен быть произвольным и субъективным, хотя такое случается, и притом нередко. Велика роль государства в обеспечении реализации права: оно обязано создавать условия для осуществления правовых установлений, контролировать поведение субъектов права и в необходимых случаях применять меры государственного принуждения. Связь права и государства выражается и в системе различных форм государственного поощрения за успехи в исполнении законов.
С другой стороны, государство нуждается в праве в не меньшей степени, чем право в государстве. Важное значение имеет право для внутренней организации государства. Оно оформляет структуру государства, устройство его механизма, компетенцию государственных органов, должностных лиц; регулирует взаимоотношения государственных структур как между собой, так и с институтами гражданского общества, с населением. В демократическом обществе право определяет границы деятельности государства, его вмешательства в общественную и частную жизнь; содержит гарантии против злоупотребления властью и нарушения прав человека и гражданина.
Деятельность государства, его функции не могут быть реализованы в цивилизованном обществе без использования права, правовых средств (см.: параграф о функциях государства и правовых формах их осуществления).
В современных условиях российского общества особое значение приобретает формула: "государство связано правом". Она означает, что правовые установления обязательны для всех: не только граждан и их объединений, но и для государства, его органов и должностных лиц (ст. 15 Конституции РФ).