ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Обществознание, как мы видим, представляет собой совокупность знаний об определенном объекте. Вопрос о функциях обществознания -это вопрос о том, какое значение могут иметь эти знания или какие функ­ции в социальном мире выполняет и может выполнять наука об обще­стве? Попробуем эти функции выделить и сгруппировать.

1. Первую функцию можно назвать познавательной. Суть познава­тельной функции обществознания состоит в том, чтобы давать знания об обществе. Причем носят они самоценный характер, т.е. являются це­лью, а не средством. Это значит, что мы стремимся к знаниям ради самих знаний и получаем удовлетворение от обладания ими. В данном случае это знания об устройстве общества, которые могут быть интересны не только ученому-специалисту, но и любому человеку.

Однако носят они особый характер. Это научные знания. Мы не случайно связывали друг с другом слова «знание» и «научность», потому что представления о природе и обществе не обязательно бывают научны­ми. Существуют представления, которые можно назвать «обыденными». Более подробно мы рассмотрим их в теме «наука». Но уже сейчас наме­тим некоторую разницу, чтобы подчеркнуть особенность научных знаний об обществе. Для этого сравним обыденные представления и научные знания, чтобы выявить принципиальные различия между ними.

Нетрудно заметить, что многие представления о жизни общества мы приобретаем до всякого специального изучения. Они являются ре­зультатом нашего непосредственного столкновения с теми или иными яв­лениями жизни и попыток их осмыслить. Так, если нам приходится часто передвигаться на общественном транспорте, то постоянное ожидание на остановке может подтолкнуть нас к выводу, что все автобусы редко ходят. Целый ряд представлений о социальном мире мы приобретаем от других людей. Как правило, их суждения мы обычно принимаем на веру, доверяя их авторитету. А вспомним знаменитую фразу: «Так все делают». Вот и первый ответ на вопрос об особенностях обыденных знаний. Источник их получения - непосредственное столкновение с жизнью или заимствова­ние опыта других людей, а гарантия верности - ссылка на авторитет или мнение окружающих в целом.

Кроме того, наши обыденные знания, как правило, фрагментарны или частичны. Они охватывают только часть жизни, причем именно ту, с которой мы постоянно имеем дело. Так продавец на рынке обладает глубоки­ми сведениями о механизме работы рынка, нравах и обычаях, господствующих там, о психологии покупателя. Но о том, что происходит в других сферах жизни, он может иметь, да и обычно имеет, весьма смутные представления.

Наконец, обыденные знания носят односторонний характер. Это означит, что окружающий мир мы видим только со своей зачастую при­страстной позиции. Тот же продавец на рынке обладает глубокими знани­ями о покупателях и даже знает приемы, благодаря которым может убегать любого что-то купить. Знание такого рода может подтолкнуть про­давца к очень скептичной оценке человеческих нравов. Но быть покупате­лем - это лишь одна проекция человеческого бытия.

Конечно, то, что такие знания являются продуктом обобщения на­шего повседневного опыта или доверия к опыту других людей, еще не значит, что они плохи. Все зависит от того, для каких целей они применяются и в каких ситуациях. Пока мы не выходим за пределы привычного круга жизни и он нас устраивает, обыденных знаний вполне достаточно.

Другой вопрос, когда мир, окружающий нас, пронизывается мно­жеством переплетающихся связей и отношений и становится очень динамичным. Вот тогда наши односторонние и частичные знания перестают действовать. Например, мы раздражены постоянным повышением цен на городском рынке. Свое негодование мы обращаем на продавцов, обвиняя их в желании нажиться за наш счет. Но вполне может оказаться, что причи­ной роста цен является не личное желание торговцев, а обстоятельства, от них не зависящие. Вот когда оценка можем стать односторонней. Мы ви­дим только часть ситуации и не учитываем ее связей с остальными сторо­нами общественной жизни (политикой оптовых продавцов, повышением налогов со стороны государства, изменением курса валют, себестоимос­тью продукции и т.д.).

А теперь представим, что мы связаны с такими профессиями, кото­рые затрагивают интерес многих групп людей. При этом, принимая реше­ния, мы должны попытаться согласовывать их интересы или стараться дей­ствовать так, чтобы не ущемлять права и свободы других людей. Но чтобы это сделать, надо обладать всесторонними знаниями, а именно знаниями об их желаниях и стремлениях.

Вот когда необходимо знание научное. В отличие от обыденных представлений оно является продуктом специальной профессиональной деятельности. Это знание о тех вещах, которые находятся за пределами нашего жизненного опыта. Оно строится не на доверии к сообщениям других людей, а на проверке выдвигаемых утверждений фактами, экс­периментами, наблюдениям. Научное знание предполагает всесторон­ность рассмотрения любого объекта, а также выявление всей полноты его связей с другими объектами. Поэтому в отличие от частичности обыден­ных представлений научное знание носит целостный характер.

Таким образом, мы не должны удивляться тому, что знания, которые получим в процессе обучения, могут оказаться сильно отличающимися от нашего повседневного опыта или просто далекими от него. Будем отдавать себе отчет в том, что мы готовим себя для жизни в определенном обществе и для определенных целей. Это общество, которое строится на тщательном изучении природных и социальных процессов. А если мы стремимся стать образованными, культурными людьми, гражданами, а не просто подданны­ми, своего государства, то должны знать следующее. Быть культурным че­ловеком, быть гражданином значит руководствоваться не только личными, индивидуальными, но и публичными, общественными ценностями. Для этого, как мы видим, нужны хорошие всесторонние знания.

2. Размышление над причинами интереса к научным знаниям, под­талкивает к анализу следующей функции обществознания. Это функция мировоззренческая. Чтобы выявить ее особенности, следует дать характе­ристику мировоззрению. Что такое «мир» и что такое «воззрение»?

Прежде всего, мир - это не отдельные стороны жизни или разроз­ненные свойства окружающих предметов. Мир - это более широкий взгляд на вещи, на действительность в целом. Взглянуть на него в целом значит обнаружить взаимосвязь всех частей действительности, например связи между экономикой и политикой, связи Земли и других планет Вселенной. Либо мы должны знать некоторые общие закономерности всех окружаю­щих нас объектов, т.е. увидеть за внешним многообразием скрытое един­ство. Иначе говоря, мир - это целостная картина окружающей нас дей­ствительности. Правда, отметим, что это не обязательно Вселенная с физи­ческой или астрономической точки зрения. Мы часто встречаем такие выражения как «мир политика», «мир ученого», «повседневный мир». Поэтому мир -это целостная картина той действительности, в которой мы живем и которая важна именно для нас. Вот почему миров много, а мир физика будет сильно отличаться от мира политика.

Что же предполагает взор на такой мир? В первую очередь, знания его наиболее существенных черт. Но зададим себе вопрос. Достаточно ли знаний человеку для жизни? Обратимся к простому примеру. Мы откры­ли, что некоторые вещи обладают свойством «остроты». Но острый нож может быть инструментом врача и орудием преступника. Одинаковое зна­ние может по-разному использоваться в зависимости от целей, который ставит тот или иной человек. Почему? Потому что знание говорит о том, что есть в мире, но не может сказать, что нужно человеку. Знания нейт­ральны. Они носят объективный характер, т.е. независимый от воли и же­лания человека. Поэтому за пределами знаний остаются желания, стрем­ления человека. Дело не в том, что нельзя получить знание о желаниях человека. Дело в том, что желания и стремления должны быть удовлетво­рены. А это предполагает совсем другое отношение к миру.

В том виде, в каком каждое поколение застает мир (общество и природу), не все удовлетворяет человека. Природа должна быть передела­на для удовлетворения человеческих потребностей (в дома, машины, одеж­ду, продукты). Многие явления социальной жизни также не всегда удовлет­воряют человека. А это значит, что людям приходится измерять мир не только меркой знания. Неудовлетворенность окружающим заставляет их формулировать идеи, которые мы обозначаем словами «планы, цели, иде­алы, стремления» и выражают потребности человека.

Итак, желания отражают не то, что есть в мире, а то, что хочет чело­век. Можно сказать, что они выражают субъективное отношение челове­ка к миру. Субъективность значит зависимость от воли и желания че­ловека. Но, тем не менее, здесь нет произвольности. Хотя люди могут ис­пытывать самые различные страсти и влечения, но им часто приходится жертвовать одними желаниями ради тех, которые они считают лучшими, важными, высшими. Тогда, чтобы удовлетворить одни стремления, прихо­дится оставлять в стороне другие. Это требует размышления над ними. Поэтому человек начинает действовать не просто по принципу «я хочу», а дополняет его принципом «я должен». Тем самым желания превращают­ся в цели, т.е. стремления, которые выдвинуты или оправданы разумом, а не только чувствами. Вот эту совокупность утверждений о желаемом или должном или совокупность всех целей, планов, идеалов можно на­звать словом «ценности».

Такие образом, воззрения имеют структуру. Они состоят из зна­ний, т.е. утверждений о том, что есть в мире, и ценностей, т.е. утверждений о том, как должно быть с точки зрения человека или общества. Подводя итог анализу мировоззрения, мы можем сказать, что это часть духовной жизни, формирующая принципы отношения человека к миру. Говоря по-другому, мировоззрение отвечает на два важнейших вопроса: «Что я могу знать?» и «Что я должен делать?».

Вот теперь нам не трудно ответить на вопрос: в чем состоит миро­воззренческая функция обществознания. Знания об обществе играют здесь совершенно иную роль, чем в функции познавательной. Мировоззрение как система ценностей указывает нам, к чему мы должны стремиться, что должны любить или ненавидеть. А знания показывают нам возможности или пределы достижения тех или иных идеалов. Говоря по-другому, знания в структуре мировоззрения выполняют функцию средств. Здесь они все­гда для чего-то. Так, если для нас являются идеалом социальные отноше­ния, построенные на принципе справедливости, то знания по экономике, социальной жизни, политике покажут нам, что для этого следует сделать. Таким образом, знания и ценности в структуре мировоззрения призваны взаимодополнять друг друга.

Говоря о мировоззренческой функции обществознания, подчерк­нем, что речь идет о знаниях особого типа. Их функция состоит в том, чтобы обосновывать социальные ценности. И, кроме того, знания об об­ществе, конечно, помогают сформировать не личностные ориентиры че­ловека, а коллективные, общественные ценности.

3. Наконец, мы выделим практическую функцию. Знания об обще­стве здесь также играют роль средства. Но суть их в том, чтобы помочь человеку эффективно действовать и получать соответствующие результа­ты. Тем самым обладание знаниями становится частью удачного действия. Политик, чтобы победить на выборах, должен знать, что волнует его изби­рателей в первую очередь. Для этого он может обратиться к ученым-со­циологам, которые с помощью специальных научных методов соберут и обработают необходимую информацию. Специалист в поведении людей, подскажет политику, как следует подавать себя, чтобы вызвать положи­тельные, а не отрицательные эмоции. Вот в чем практическая роль знаний.

Нетрудно заметить, что в современных сложноорганизованных об­ществах практическое значение научных знаний возрастает. Ведь теперь отдельный человек не может быть специалистом во всех областях. Возра­стает потребность в экспертах, т.е. специалистах в той или иной сфере зна­ний.

Кроме того, современные общества строятся на принципах демок­ратии и конкуренции. Это значит, что за обладание значимыми ценностя­ми приходится соперничать. И в этом соперничестве не все допустимо. В первую очередь недопустимо насилие. Поэтому обладание знанием, оби­лием информации становится одним из решающих условий успеха.