ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Обществознание, как мы видим, представляет собой совокупность знаний об определенном объекте. Вопрос о функциях обществознания -это вопрос о том, какое значение могут иметь эти знания или какие функции в социальном мире выполняет и может выполнять наука об обществе? Попробуем эти функции выделить и сгруппировать.
1. Первую функцию можно назвать познавательной. Суть познавательной функции обществознания состоит в том, чтобы давать знания об обществе. Причем носят они самоценный характер, т.е. являются целью, а не средством. Это значит, что мы стремимся к знаниям ради самих знаний и получаем удовлетворение от обладания ими. В данном случае это знания об устройстве общества, которые могут быть интересны не только ученому-специалисту, но и любому человеку.
Однако носят они особый характер. Это научные знания. Мы не случайно связывали друг с другом слова «знание» и «научность», потому что представления о природе и обществе не обязательно бывают научными. Существуют представления, которые можно назвать «обыденными». Более подробно мы рассмотрим их в теме «наука». Но уже сейчас наметим некоторую разницу, чтобы подчеркнуть особенность научных знаний об обществе. Для этого сравним обыденные представления и научные знания, чтобы выявить принципиальные различия между ними.
Нетрудно заметить, что многие представления о жизни общества мы приобретаем до всякого специального изучения. Они являются результатом нашего непосредственного столкновения с теми или иными явлениями жизни и попыток их осмыслить. Так, если нам приходится часто передвигаться на общественном транспорте, то постоянное ожидание на остановке может подтолкнуть нас к выводу, что все автобусы редко ходят. Целый ряд представлений о социальном мире мы приобретаем от других людей. Как правило, их суждения мы обычно принимаем на веру, доверяя их авторитету. А вспомним знаменитую фразу: «Так все делают». Вот и первый ответ на вопрос об особенностях обыденных знаний. Источник их получения - непосредственное столкновение с жизнью или заимствование опыта других людей, а гарантия верности - ссылка на авторитет или мнение окружающих в целом.
Кроме того, наши обыденные знания, как правило, фрагментарны или частичны. Они охватывают только часть жизни, причем именно ту, с которой мы постоянно имеем дело. Так продавец на рынке обладает глубокими сведениями о механизме работы рынка, нравах и обычаях, господствующих там, о психологии покупателя. Но о том, что происходит в других сферах жизни, он может иметь, да и обычно имеет, весьма смутные представления.
Наконец, обыденные знания носят односторонний характер. Это означит, что окружающий мир мы видим только со своей зачастую пристрастной позиции. Тот же продавец на рынке обладает глубокими знаниями о покупателях и даже знает приемы, благодаря которым может убегать любого что-то купить. Знание такого рода может подтолкнуть продавца к очень скептичной оценке человеческих нравов. Но быть покупателем - это лишь одна проекция человеческого бытия.
Конечно, то, что такие знания являются продуктом обобщения нашего повседневного опыта или доверия к опыту других людей, еще не значит, что они плохи. Все зависит от того, для каких целей они применяются и в каких ситуациях. Пока мы не выходим за пределы привычного круга жизни и он нас устраивает, обыденных знаний вполне достаточно.
Другой вопрос, когда мир, окружающий нас, пронизывается множеством переплетающихся связей и отношений и становится очень динамичным. Вот тогда наши односторонние и частичные знания перестают действовать. Например, мы раздражены постоянным повышением цен на городском рынке. Свое негодование мы обращаем на продавцов, обвиняя их в желании нажиться за наш счет. Но вполне может оказаться, что причиной роста цен является не личное желание торговцев, а обстоятельства, от них не зависящие. Вот когда оценка можем стать односторонней. Мы видим только часть ситуации и не учитываем ее связей с остальными сторонами общественной жизни (политикой оптовых продавцов, повышением налогов со стороны государства, изменением курса валют, себестоимостью продукции и т.д.).
А теперь представим, что мы связаны с такими профессиями, которые затрагивают интерес многих групп людей. При этом, принимая решения, мы должны попытаться согласовывать их интересы или стараться действовать так, чтобы не ущемлять права и свободы других людей. Но чтобы это сделать, надо обладать всесторонними знаниями, а именно знаниями об их желаниях и стремлениях.
Вот когда необходимо знание научное. В отличие от обыденных представлений оно является продуктом специальной профессиональной деятельности. Это знание о тех вещах, которые находятся за пределами нашего жизненного опыта. Оно строится не на доверии к сообщениям других людей, а на проверке выдвигаемых утверждений фактами, экспериментами, наблюдениям. Научное знание предполагает всесторонность рассмотрения любого объекта, а также выявление всей полноты его связей с другими объектами. Поэтому в отличие от частичности обыденных представлений научное знание носит целостный характер.
Таким образом, мы не должны удивляться тому, что знания, которые получим в процессе обучения, могут оказаться сильно отличающимися от нашего повседневного опыта или просто далекими от него. Будем отдавать себе отчет в том, что мы готовим себя для жизни в определенном обществе и для определенных целей. Это общество, которое строится на тщательном изучении природных и социальных процессов. А если мы стремимся стать образованными, культурными людьми, гражданами, а не просто подданными, своего государства, то должны знать следующее. Быть культурным человеком, быть гражданином значит руководствоваться не только личными, индивидуальными, но и публичными, общественными ценностями. Для этого, как мы видим, нужны хорошие всесторонние знания.
2. Размышление над причинами интереса к научным знаниям, подталкивает к анализу следующей функции обществознания. Это функция мировоззренческая. Чтобы выявить ее особенности, следует дать характеристику мировоззрению. Что такое «мир» и что такое «воззрение»?
Прежде всего, мир - это не отдельные стороны жизни или разрозненные свойства окружающих предметов. Мир - это более широкий взгляд на вещи, на действительность в целом. Взглянуть на него в целом значит обнаружить взаимосвязь всех частей действительности, например связи между экономикой и политикой, связи Земли и других планет Вселенной. Либо мы должны знать некоторые общие закономерности всех окружающих нас объектов, т.е. увидеть за внешним многообразием скрытое единство. Иначе говоря, мир - это целостная картина окружающей нас действительности. Правда, отметим, что это не обязательно Вселенная с физической или астрономической точки зрения. Мы часто встречаем такие выражения как «мир политика», «мир ученого», «повседневный мир». Поэтому мир -это целостная картина той действительности, в которой мы живем и которая важна именно для нас. Вот почему миров много, а мир физика будет сильно отличаться от мира политика.
Что же предполагает взор на такой мир? В первую очередь, знания его наиболее существенных черт. Но зададим себе вопрос. Достаточно ли знаний человеку для жизни? Обратимся к простому примеру. Мы открыли, что некоторые вещи обладают свойством «остроты». Но острый нож может быть инструментом врача и орудием преступника. Одинаковое знание может по-разному использоваться в зависимости от целей, который ставит тот или иной человек. Почему? Потому что знание говорит о том, что есть в мире, но не может сказать, что нужно человеку. Знания нейтральны. Они носят объективный характер, т.е. независимый от воли и желания человека. Поэтому за пределами знаний остаются желания, стремления человека. Дело не в том, что нельзя получить знание о желаниях человека. Дело в том, что желания и стремления должны быть удовлетворены. А это предполагает совсем другое отношение к миру.
В том виде, в каком каждое поколение застает мир (общество и природу), не все удовлетворяет человека. Природа должна быть переделана для удовлетворения человеческих потребностей (в дома, машины, одежду, продукты). Многие явления социальной жизни также не всегда удовлетворяют человека. А это значит, что людям приходится измерять мир не только меркой знания. Неудовлетворенность окружающим заставляет их формулировать идеи, которые мы обозначаем словами «планы, цели, идеалы, стремления» и выражают потребности человека.
Итак, желания отражают не то, что есть в мире, а то, что хочет человек. Можно сказать, что они выражают субъективное отношение человека к миру. Субъективность значит зависимость от воли и желания человека. Но, тем не менее, здесь нет произвольности. Хотя люди могут испытывать самые различные страсти и влечения, но им часто приходится жертвовать одними желаниями ради тех, которые они считают лучшими, важными, высшими. Тогда, чтобы удовлетворить одни стремления, приходится оставлять в стороне другие. Это требует размышления над ними. Поэтому человек начинает действовать не просто по принципу «я хочу», а дополняет его принципом «я должен». Тем самым желания превращаются в цели, т.е. стремления, которые выдвинуты или оправданы разумом, а не только чувствами. Вот эту совокупность утверждений о желаемом или должном или совокупность всех целей, планов, идеалов можно назвать словом «ценности».
Такие образом, воззрения имеют структуру. Они состоят из знаний, т.е. утверждений о том, что есть в мире, и ценностей, т.е. утверждений о том, как должно быть с точки зрения человека или общества. Подводя итог анализу мировоззрения, мы можем сказать, что это часть духовной жизни, формирующая принципы отношения человека к миру. Говоря по-другому, мировоззрение отвечает на два важнейших вопроса: «Что я могу знать?» и «Что я должен делать?».
Вот теперь нам не трудно ответить на вопрос: в чем состоит мировоззренческая функция обществознания. Знания об обществе играют здесь совершенно иную роль, чем в функции познавательной. Мировоззрение как система ценностей указывает нам, к чему мы должны стремиться, что должны любить или ненавидеть. А знания показывают нам возможности или пределы достижения тех или иных идеалов. Говоря по-другому, знания в структуре мировоззрения выполняют функцию средств. Здесь они всегда для чего-то. Так, если для нас являются идеалом социальные отношения, построенные на принципе справедливости, то знания по экономике, социальной жизни, политике покажут нам, что для этого следует сделать. Таким образом, знания и ценности в структуре мировоззрения призваны взаимодополнять друг друга.
Говоря о мировоззренческой функции обществознания, подчеркнем, что речь идет о знаниях особого типа. Их функция состоит в том, чтобы обосновывать социальные ценности. И, кроме того, знания об обществе, конечно, помогают сформировать не личностные ориентиры человека, а коллективные, общественные ценности.
3. Наконец, мы выделим практическую функцию. Знания об обществе здесь также играют роль средства. Но суть их в том, чтобы помочь человеку эффективно действовать и получать соответствующие результаты. Тем самым обладание знаниями становится частью удачного действия. Политик, чтобы победить на выборах, должен знать, что волнует его избирателей в первую очередь. Для этого он может обратиться к ученым-социологам, которые с помощью специальных научных методов соберут и обработают необходимую информацию. Специалист в поведении людей, подскажет политику, как следует подавать себя, чтобы вызвать положительные, а не отрицательные эмоции. Вот в чем практическая роль знаний.
Нетрудно заметить, что в современных сложноорганизованных обществах практическое значение научных знаний возрастает. Ведь теперь отдельный человек не может быть специалистом во всех областях. Возрастает потребность в экспертах, т.е. специалистах в той или иной сфере знаний.
Кроме того, современные общества строятся на принципах демократии и конкуренции. Это значит, что за обладание значимыми ценностями приходится соперничать. И в этом соперничестве не все допустимо. В первую очередь недопустимо насилие. Поэтому обладание знанием, обилием информации становится одним из решающих условий успеха.