Классификация прибыли хозяйствующих субъектов

Признаки классификации Виды прибыли
По характеру отражения в учете Бухгалтерская прибыль Экономическая прибыль
По источникам формирования, используемым в бухгалтерском учете Прибыль от обычной деятельности Прибыль от прочей деятельности
По источникам формирования, используемым в налоговом законодательстве Прибыль от реализации Прибыль от внереализационных операций
По видам деятельности Прибыль от текущей деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности
По составу элементов Валовая прибыль Балансовая прибыль Чистая прибыль
По характеру налогообложения Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не облагаемая налогом
По периоду формирования Прибыль предшествующего периода Прибыль отчетного периода Прибыль будущих периодов
По характеру использования Капитализированная прибыль Потребляемая прибыль
По степени использования Нераспределенная прибыль Распределенная прибыль
По значению итогового результата деятельности Положительная прибыль Отрицательная прибыль
По регулярности формирования Предвиденная прибыль Непредвиденная прибыль Сезонная прибыль
По характеру деятельности Прибыль от обычной деятельности Случайная прибыль
По характеру инфляционной очистки Номинальная прибыль Реальная прибыль
По планируемости Плановая прибыль Фактическая прибыль

Окончание табл. 1

Признаки классификации Виды прибыли
По величине полученного результата Нормальная прибыль Минимальная прибыль Сверхприбыль
По отражению в бухгалтерском учете Реализованная прибыль Внутренняя прибыль Консолидированная прибыль
По характеру влияния внешних факторов Спекулятивная прибыль Учредительская прибыль Курсовая прибыль Складская прибыль

 

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую и не облагаемую налогом части прибыли.

В налоговом законодательстве с точки зрения источников формирования прибыли выделяют: прибыль от реализации и прибыль от внереализационных операций.

С точки зрения периода формирования, выделяют: прибыль предшествующего периода; прибыль отчетного периода; прибыль будущих периодов. Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления динамики получения прибыли, построения ее плановых расчетов.

По характеру использования прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, принято разграничивать капитализированную и потребляемую прибыль.

Капитализированная прибыль – это часть прибыли, направляемая при ее распределении на увеличение собственного капитала и резервов организации. Потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов учредителям и выполнение социальных программ.

По величине полученного результата прибыль может быть: минимальная – наименьшая, которая необходима для сохранения предприятия, продолжения его функционирования и предотвращения краха; сверхприбыль (монопольная) – крайне высокий уровень прибыли, достигаемый за счет монопольного поведения предприятий – изготовителей товаров и поставщиков товаров на рынок; нормальная прибыль – уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели. Практически это прибыль на вложенный в производство капитал, которая могла бы быть получена при альтернативном размещении средств владельцев предприятия (ссуды, аренда и др.).

Исходя из степени использования, выделяют нераспределенную и распределенную прибыль организации. Первый ее вид характеризует прибыль, полученную организацией на данный момент, но еще не распределенную и не потребленную на какие-либо цели. Второй вид указывает на часть полученной прибыли, которая на данный момент уже распределена и потреблена на конкретные нужды.

В экономических публикациях последних лет в области бухгалтерского учета и анализа используют классификацию прибыли по значению итогового результата хозяйственной деятельности. При этом различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток). На практике эта терминология получила пока ограниченное распространение. Хотя трактовка убытка, как результата хозяйственной деятельности, характеризующегося превышением расходов над доходами, а также возникшего при событиях, не подвластных воле хозяйствующего субъекта (пожар, наводнение и т.п.), известна давно [40].

По отражению в бухгалтерском учете можно выделить: реализованную прибыль, образовавшуюся в результате совершенной операции; внутреннюю прибыль, возникающую при продаже продукции одной из дочерних компаний другой дочерней компании, при этом конечная продукция остается не реализованной на рынке и учитывается в запасах. Таким образом, промежуточная прибыль не входит в общую прибыль всей компании, поэтому внутренняя прибыль вычитается из величины чистой прибыли компании в консолидированных отчетах о прибыли; консолидированную прибыль, представляющую собой сводные финансовые результаты материнских и дочерних предприятий на основе объединения их отчетности.

По характеру влияния внешних факторов: прибыль спекулятивная – полученная прибыль при благоприятной рыночной конъюнктуре от продажи имущества, ценных бумаг по цене, превышающей цену их приобретения. Получение такой прибыли основано на нормах действующего законодательства и является естественным следствием рыночных отношений; учредительская прибыль – доход учредителей предприятия, формируемый в виде разности между суммой, полученной от продажи акций этого предприятия, и действительно вложенным в предприятие капиталом. Учредительская прибыль возникает либо за счет продажи акций выше их номинальной стоимости, либо за счет увеличения объема продаж акций сверх установленного акционерного капитала; курсовая прибыль – разница между курсом, по которому реализуется ценная бумага, и курсом, по которому она приобретена, представляет собой доход, полученный в результате покупки и последующей продажи ценной бумаги; складская прибыль – прибыль, возникающая в результате роста цен на материалы, ранее приобретенные по более низкой цене.

Многообразие видов прибыли не ограничивается представленными классификационными рамками.

При рассмотрении видовых показателей финансовых результатов следует учитывать неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц.