ИССЛЕДОВАНИИ

В социологии широко используются методики, разработанные в пси­хологии —тесты, проективную технику, методику социометрии.

Тест — кратковременно испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства, а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний групп и общностей.

Особенность тестовой методики — многократный контроль информа­ции относительно измеряемой характеристики.

Классификация тестов:

1. По предмету исследования:

а) общеличностные — фиксируют со­вокупность психических свойств личности;

б) личностные — специаль­ные тесты для диагностики особой характеристики, свойства субъекта;

в) групповые — предназначенные для диагностики групповых психичес­ких процессов.

2. С точки зрения применяемых технических приемов:

а) объективные, часто психофизиологические испытания;

б) субъективные тесты — испы­туемый фиксирует различные проявления личностных черт;

в) тесты “с ка­рандашом и бумагой” — вычеркивание определенных букв в тесте;

г) тесты на основе экспертной оценки поведенческих проявлений испытуемых.

Необходимо помнить:

• тестовые показатели всегда относительны;

• любой тест может быть применен только к группам, которые анало­гичны той, на которой отрабатывались тестовые задания;

• надежность теста проявляется в соотношении с другими показате­лями, измеряющими то же свойство, и с данными, измеряющими частные составляющие данного свойства;

•особенно полезны в социологическом исследовании групповые тесты.

Проективная техника — совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследователь­ских процедур подвергается определенным искажениям:

1. Тест на завершение предложений. Респонденту предлагают быстро, не задумываясь, завершить ряд незаконченных предложений.

2. Метод карикатур. Респонденту предлагают сделать надписи внутри представленных ему шаржей или карикатур.

3. Метод интерпретации картин. Процедура состоит в формировании свободных ассоциаций респондентов по поводу картин неопределенного содержания.

4. Метод дидактических историй. Респондентам предлагается ряд ко­ротких дидактических историй, предполагающих возможность несколь­ких противоположных типов отношения к описываемым событиям. Ожи­дается, что рассказ поможет респонденту стать участником описываемых событий.

5. Игровые методы — совокупность игр для выяснения установок и мотивов.

Проективные процедуры основаны на четырех подходах:

1. Ассоциация — предположение, что быстрый ответ на представлен­ный стимул будет менее сдержан и поэтому сможет лучше обнаружить скрытые установки и мотивы.

2. Фантазия, включаемая для формирования свободных ассоциаций, | связанных с предъявляемыми респонденту неопределенными стимулами.

3. Концептуализация —респонденту прелагают двусмысленный или ^неопределенный стимул и создают ситуацию, при которой его реакция на |;стимул должна иметь одно, достаточно ясное, значение. р

4. Классификация — представление об установках или мотивах респондентов можно получить на основании отнесения определенных понятий, явлений к тому или иному классу. Недостатки проективных методов:

• для разработки и интерпретации данных требуется высокая квали­фикация исследователе;

• полученную информацию трудно измерить количественно;

• данные процедуры удается разработать далеко не для всех устано­вок и мотивов поведения личности.

Для измерения не личностных, но групповых свойств используется социометрическая техника.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий и антипатий, между членами группы.

Функции социометрической процедуры:

1) выявление “социометрических позиций” — соотносительности авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии (лидер — огвергнутый);

2) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;

3) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образо­ваний, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

В техническом отношении социометрия — это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первич­ных измерений.

После разработки программы исследования создается социометри-ческий критерии — вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений.

Социометрический критерий должен:

• быть понятным всем членам группы;

• нацеливать субъекта выбрать или отвергнуть другого члена группы;

• не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы;

• предложения по выбору или отвержению должны быть сформули­рованы так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоциональ­но-психологическое отношение;

• убеждать человека в практической направленности вопроса.

Число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга. Чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев — особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами.

Каждому члену группы вручается при опросе социометрическая анке­та (социометрическая карточка) и список членов социометрической груп­пы. Для удобства работы фамилии членов группы шифруются или кодиру­ются номером.

Результаты опроса заносятся в социоматрицу —таблицу со строками ответов каждого члена группы. Удобный способ представления содержа­ния социоматрицы — социограмма. Количественными характеристиками межличностных отношений являются социометрические индексы.

Устойчивость полученных данных определяется повторным опросом, обоснованность-результатов —с помощью наблюдения реальных отно­шений в группе.