Функции знаков препинания. Понятие пунктограммы, группировка пунктограмм.

Пунктограмма – это не только знак препинания, но и отсутствие его в том или ином месте предложения, если оно регламентировано правилом.

Пунктограмма определяется по специальным опознавательным знакам. К ним относятся:

1. Фонетические

Разновидности интонации внутри предложения Где встречаются Примеры
а)перечислительная (ударение на каждом слове, части, длительная пауза между ними);   б)предупредительная (резкий обрыв 1-й части, понижение голоса, пауза);     в)интонация противопоставления (повышение голоса после 1-й части);   г)интонация уточнения, выделения (пауза, особое понижение и повышение голоса);   д)звательная;     е)интонация вводности (разрыв цельной интонации предложения, низкий тон и быстрый темп произношения, слабое ударение). при однородных членах     между частями БСП   -после обобщающего слова; -после слов автора; -в БСП   -между – и =; -перед обобщающим словом; -в БСП     при обособлении     при обращении     при вводных и вставных конструкциях   Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (П.).   Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,короче становился день (П.).   Всё вокруг ожило:…     Учитель сказал: …   Печален я: …   Челябинск – наш дом. Леса, пруды, реки – всё ожило.   Молвит слово – соловей поёт.   Далеко, в лесу, … А он, мятежный, …   Что тебе надобно, старче? (П.).   Он, конечно, прав … Однажды (это было в прошлом году) …  

2.Лексические: при прямой речи: глаголы говорения: сказал, промолчал, заметил, спросил

3.Морфологические (части речи): сигналы союзы, относительные местоимения, причастия, деепричастия, частицы.

4.Синтаксические (строение предложения): основы предложения, слова в одной форме, обратный порядок слов; распространённые или одиночные члены предложения).

Раздел «Синтаксис и пунктуация» (9 (10) класс) можно начать с урока. Который будет построен по следующему плану:

1)называние детьми известных им знаков препинания;

2)сообщение учителя о том, что знаки препинания бывают одиночными и двойными;

3) выполнение упражнений, закрепляющих повторенные и новые сведения по пунктуации;

4) сообщение учителя о том, что знаки препинания в тексте и предложении выполняют разные функции:

а) в конце предложений они завершают их на письме (можно привести примеры незавершённых предложений без знаков препинания и завершённых со знаками препинания); знаки препинания в конце предложения называют знаками завершения (можно выполнить упражнение на расстановку знаков препинания: например, у Баранова: Каштанка подошла к двери дверь тихонько отворилась из неё вышел незнакомый человек);

б)внутри предложения они могут разделять слова (можно привести пример с однородными членами без союзов) или выделять их (приводится пример с обращением); такие знаки препинания называют знаками разделения и знаками выделения (выполнить упражнение на нахождение в предложении разделительных и выделительных знаков препинания и на систематизацию изученного – составляется таблица «Функции знаков препинания»).

 

Виды знаков препинания по функции

 

Знаки завершения Знаки разделения Знаки выделения
В конце предложения и между предложениями в тексте Между однородными членами Внутри предложения