Функции знаков препинания. Понятие пунктограммы, группировка пунктограмм.
Пунктограмма – это не только знак препинания, но и отсутствие его в том или ином месте предложения, если оно регламентировано правилом.
Пунктограмма определяется по специальным опознавательным знакам. К ним относятся:
1. Фонетические
Разновидности интонации внутри предложения | Где встречаются | Примеры |
а)перечислительная (ударение на каждом слове, части, длительная пауза между ними); б)предупредительная (резкий обрыв 1-й части, понижение голоса, пауза); в)интонация противопоставления (повышение голоса после 1-й части); г)интонация уточнения, выделения (пауза, особое понижение и повышение голоса); д)звательная; е)интонация вводности (разрыв цельной интонации предложения, низкий тон и быстрый темп произношения, слабое ударение). | при однородных членах между частями БСП -после обобщающего слова; -после слов автора; -в БСП -между – и =; -перед обобщающим словом; -в БСП при обособлении при обращении при вводных и вставных конструкциях | Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (П.). Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,короче становился день (П.). Всё вокруг ожило:… Учитель сказал: … Печален я: … Челябинск – наш дом. Леса, пруды, реки – всё ожило. Молвит слово – соловей поёт. Далеко, в лесу, … А он, мятежный, … Что тебе надобно, старче? (П.). Он, конечно, прав … Однажды (это было в прошлом году) … |
2.Лексические: при прямой речи: глаголы говорения: сказал, промолчал, заметил, спросил…
3.Морфологические (части речи): сигналы союзы, относительные местоимения, причастия, деепричастия, частицы.
4.Синтаксические (строение предложения): основы предложения, слова в одной форме, обратный порядок слов; распространённые или одиночные члены предложения).
Раздел «Синтаксис и пунктуация» (9 (10) класс) можно начать с урока. Который будет построен по следующему плану:
1)называние детьми известных им знаков препинания;
2)сообщение учителя о том, что знаки препинания бывают одиночными и двойными;
3) выполнение упражнений, закрепляющих повторенные и новые сведения по пунктуации;
4) сообщение учителя о том, что знаки препинания в тексте и предложении выполняют разные функции:
а) в конце предложений они завершают их на письме (можно привести примеры незавершённых предложений без знаков препинания и завершённых со знаками препинания); знаки препинания в конце предложения называют знаками завершения (можно выполнить упражнение на расстановку знаков препинания: например, у Баранова: Каштанка подошла к двери дверь тихонько отворилась из неё вышел незнакомый человек);
б)внутри предложения они могут разделять слова (можно привести пример с однородными членами без союзов) или выделять их (приводится пример с обращением); такие знаки препинания называют знаками разделения и знаками выделения (выполнить упражнение на нахождение в предложении разделительных и выделительных знаков препинания и на систематизацию изученного – составляется таблица «Функции знаков препинания»).
Виды знаков препинания по функции
Знаки завершения | Знаки разделения | Знаки выделения |
В конце предложения и между предложениями в тексте | Между однородными членами | Внутри предложения |