Тема 14. Факторный эксперимент (2 ч).

План:

1. Понятие факторного эксперимента.

2. Графическое изображение результатов факторного эксперимента.

 

Понятие факторного эксперимента. Факторный эксперимент – это эксперимент, в котором задействованы несколько (минимум две) независимых переменных, где каждая из них может быть фактором, определяющим поведение.

Факторный эксперимент является частным случаем эксперимента многомерного, где взаимодействуют несколько независимых и несколько зависимых переменных.

Гипотезы о взаимосвязи нескольких независимых переменных и зависимой переменной называют комплексными или комбинированными.

В факторном эксперименте проверяются одновременно два типа гипотез:

1. гипотеза о раздельном влиянии каждой из независимых переменных;

2. гипотеза о взаимодействии переменных, т.е. о том, как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия другой.

Факторное планирование экспериментов заключается в том, чтобы все уровни независимой переменной сочетались друг с другом. Число экспериментальных групп в эксперименте такого вида равно числу сочетаний уровней всех независимых переменных.

На практике чаще всего применяются факторные планы для двух независимых переменных и двух уровней этих переменных, которые обозначаются 2х2.

Для планирования факторного эксперимента составляются схемы эксперимента в табличном варианте. Например, для плана 2х2 такая таблица будет иметь следующий вид:

2-я переменная 1-я переменная
есть нет
есть
нет

Из этой таблицы видно, что для проведения такого эксперимента необходимо составить четыре группы испытуемых, каждая из которых будет испытывать различное сочетание воздействий:

1 - будет испытывать воздействие обеих независимых переменных;

2 - будет испытывать воздействие только второй независимой переменной;

3 - будет испытывать воздействие только первой независимой переменной;

4 - не будет испытывать действия ни одной из независимых переменных.

При проведении некоторых исследований применяются более сложные планы 3х2 или 3х3.

Графическое изображение результатов факторного эксперимента. При попытке графически представить результаты факторного эксперимента возникает проблема двухосевого пространства системы координат. Такая проблема решается путем следующего варианта построения графика (Рис. 6):


 

Рис. 6. Графическое представление результатов факторного эксперимента.

Как видно из представленного рисунка, уровень зависимой переменной обозначается на оси ординат, а уровни независимых переменных обозначаются в следующем порядке: первая независимая переменная откладывается на оси абсцисс, а вторая обозначается различными видами отдельных линий для каждого ее уровня.

Различают несколько типов взаимодействия переменных в факторном эксперименте.

1. Вариант, когда взаимодействия независимых переменных нет, т.е. каждая из них в отдельности действует на зависимую переменную, но между собой они не взаимодействуют. В этом случае прямые на графике параллельны.(Рис. 7.1):


Рис. 7.1. Графическое изображение результатов факторного эксперимента, в котором отсутствует взаимодействие независимых переменных.

 


2. Расходящееся взаимодействие – вариант, при котором вторая независимая переменная усиливает влияние первой независимой переменной на зависимую переменную (рис. 7.2)


Рис. 7.2. Вариант графического изображения результатов факторного эксперимента при расходящемся взаимодействии независимых переменных.

 


3. Сходящееся взаимодействие – вариант, при котором вторая независимая переменная ослабляет влияние первой независимой переменной на зависимую переменную или переменные взаимодействуют так, что увеличение значения первой переменной приводит к уменьшению влияния второй (рис. 7.3)

 
 

Рис. 7.3. Вариант графического изображения результатов факторного эксперимента при сходящемся взаимодействии независимых переменных.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие типы гипотез проверяются в факторном эксперименте?

2. Как расшифровывается «план 2х2»?

3. Каким образом результаты факторного эксперимента изображаются на графике координат?

4. Какие типы взаимодействия переменных в факторном эксперименте выделяются?

 

Рекомендуемая литература:

1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

3. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

4. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.

5. Солсо, Р.Л. Экспериментальная психология [Текст]/ Р.Л. Солсо, М.К. Маклин – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.

6. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой – СПб.: Питер, 2004.

 


СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Берулава, Г.А. Методологические основы практической психологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.А. Берулава – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

2. Вдовенко, В.Г. Методология высшего профессионального образования. Учебное пособие. [Текст]/ В.Г. Вдовенко – Красноярск: СИБУП, 2005.

3. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст]/ Р. Готтсданкер – М.: Издательство Московского университета, 1982.

4. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

5. Гусев А.Н. Измерение в психологии. Общий психологический практикум [Текст]/ А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская – М.: Смысл, 1997.

6. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Л.Я. Дорфман – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.

7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

8. Корнилова, Т.В. Введение в психологический эксперимент [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 1997.

9. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

10. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст]/ И.Н. Кузнецов – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

11. Куликов, Л.В. Введение в психологическое исследование [Текст]/ Л.В. Куликов – СПб.: Наука, 1994.

12. Куприян, А.П. Методологические проблемы социального эксперимента [Текст]/ А.П. Куприян – М., 1971.

13. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст]/ Д. Кэмпбелл – м., 1980.

14. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.

15. Маслак, А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии [Текст]/ А.А. Маслак – Курск: Региональный открытый социальный институт, 1998.

16. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой – М., 1998.

17. Никандров, В.В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие [Текст]/ В.В. Никандров – СПб.: Речь, 2003.

18. Никандров, В.В. Метод тестирования в психологии: Учебное пособие [Текст]/ В.В. Никандров, В.В. Новочадов – СПб.: Речь, 2003.

19. Никифоров, А.Л. философия науки: история и методология [Текст]/ А.Л. Никифоров – М.: Дом Интеллект, 1998.

20. Попова, Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие [Текст]/ Т.В. Попова – М.: Флинта: МПСИ, 2006.

21. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология: Учебник [Текст]/ Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.

22. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]/ Е.В. Сидоренко - СПб.: Речь, 2004.

23. Солсо, Р. Экспериментальная психология. Практический курс [Текст]/ Р. Солсо, Х. Джонсон, К. Бил – СПб.; М., 2002.

24. Солсо, Р.Л. Экспериментальная психология [Текст]/ Р.Л. Солсо, М.К. Маклин – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.

25. Фресс, П. Экспериментальная психология [Текст]/ П. Фресс – СПб.: Питер, 2003.

26. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой – СПб.: Питер, 2004.

27. Экспериментальная психология. Практикум [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой, С.Д. Смирнова – М., 2002.


ГЛОССАРИЙ

 

Бесконечный эксперимент – эксперимент, который проводится бесконечное количество времени с бесконечным количеством испытуемых и включает в себя бесконечное количество проб.

Валидность– это мера или степень приближения результатов, полученных в ходе проведения эксперимента к результатам, которые были бы получены при реализации всех условий безупречного эксперимента.

Внешняя валидность эксперимента – это степень приближения реального эксперимента к эксперименту полного соответствия.

Внутренняя валидность эксперимента – это степень приближения результатов реального эксперимента к результатам идеального и бесконечного экспериментов.

Генеральная совокупность - множество объектов эквивалентных по конечному множеству свойств.

Гипотеза– это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза формулируется как предположительное решение проблемы.

Зависимая переменная – это такое условие в эксперименте, которое изменяется вследствие изменения независимой переменной. Каждому состоянию независимой переменной соответствует одно значение зависимой.

Идеальный эксперимент – эксперимент, в котором на зависимую переменную оказывает влияние только независимая переменная; в таком эксперименте предполагается эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, неизменность условий проведения эксперимента.

Интервальная шкала – это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц» - «меньше на определенное количество единиц».

Квазиэксперимент- любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными, в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или контроль с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы до и после воздействия.

Контргипотеза— экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

Корреляционное исследование – это исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими переменными.

Лабораторный эксперимент – это эксперимент, который проводится в условиях специального выделения независимой переменной и очищения ее условий.

Медиана– это фактически центральное значение; выше и ниже нее находится равное количество значений.

Метод– путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, признанная научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей проведение исследования.

Методика– отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.

Методология– это логика процедуры, с помощью которой ученые приходят к научной теории.

Многоуровневый эксперимент – это такой эксперимент, в котором независимая переменная имеет несколько (более двух) уровней своего проявления.

Мода – это наиболее часто встречающееся значение. Моду можно найти после того, как данные разбиты на категории и подсчитано количество значений внутри каждой категории.

Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта.

Наука– это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.

Независимая переменная – это такое условие в эксперименте, которое экспериментатор изменяет по своему усмотрению, полагая, что именно оно является причиной изменения других условий.

Объект – фрагмент мира самого по себе, т.е. существующего независимо от субъекта познания или от наук, его изучающих.

Объем выборки — число испытуемых, включенных в выборочную совокупность.

Парадигма– набор убеждений, ценностей и техник, разделяемый членами данного научного сообщества.

Порядковая шкала – это шкала, классифицирующая признак по принципу «больше - меньше».

Предмет исследования – свойства, стороны, соотношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях.

Рандомизация - стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу.

Расширенная переменная – результат введения нового условия независимой переменной для контроля сопутствующего смешения.

Систематическое смешение – когда действие независимой переменной сопровождается целым рядом других переменных, которые могут систематически различаться при предъявлении разных условий независимой переменной, и тем самым оказывать влияние на результаты эксперимента.

Сопутствующее смешение – действие независимой переменной сопровождается действием иных факторов, вызванных своеобразием оказываемого воздействия.

Среднее арифметическое (оценка математического ожидания) – это средневзвешенное значение, т.е. сумма всех индивидуальных значений, деленная на количество суммируемых значений.

Статистические гипотезы – это гипотезы, которые служат для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.

Тест– сокращенная по времени и упрощенная процедура психологического измерения, применяемая для решения практических (реже – исследовательских) задач.

Третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

Факторный эксперимент – это эксперимент, в котором задействованы несколько (минимум две) независимых переменных, где каждая из них может быть фактором, определяющим поведение.

Цель– это желаемый конечный результат исследования (теоретический, эмпирический или прикладной).

Шкала наименований – это шкала, позволяющая распределять множество объектов на непересекающиеся классы.

Шкала равных отношений – это шкала, которая классифицирует объекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.

Эксперимент полного соответствия – эксперимент, в котором реальность представлена в таком же виде, что и вне эксперимента; подразумевается полное соответствие всех условий условиям реальности.

Эксперимент, дублирующий реальный мир (естественный) – это эксперимент, проводящийся в естественных условиях, в которых экспериментатор изменяет только независимую переменную.

Эксперимент, улучшающий реальный мир (искусственный) – это эксперимент, который проводится в условиях имитации реальности, что позволяет добиться относительной стабилизации уровней побочных и дополнительных переменных.

Экспериментальная выборка – это множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью определенной процедуры (чаще — рандомизации) из генеральной совокупности.

Эксперимент– метод проведения эмпирических исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственных связях.