Сегменты рынка

 

Рынок, как правило, образует группы потребителей с совершенно различными нуждами и желаниями. Каждая такая группа - определенный сегмент рынка с отличающимися характеристиками потребителей. Процесс деления рынка на такие группы называется “сегментацией” или “целевым маркетингом”.

В определенном смысле сегментация - стратегия, используемая продавцом для концентрации и, следовательно, оптимизации использования своих ресурсов на рынке. С другой стороны - это ряд процедур, используемых продавцами для сегментирования рынка.

Основные переменные сегментирования потребительских рынков:

 

Географические признаки:

  • Регион
  • Город
  • Плотность Климат

Демографические признаки:

  • Возраст
  • Размер семьи Жизненный цикл семьи
  • Пол Уровень дохода
  • Род занятий
  • Образование Религиозные убеждения
  • Раса Поколение
  • Национальность

Психографические признаки:

  • Образ жизни.
  • Особенности личности

Поведенческие признаки:

  • Повод для совершения
  • покупки
  • Искомые выгоды
  • Интенсивность потребления
  • Статус пользователя
  • Степень лояльности
  • Степень готовности к покупке
  • Отношение к товару

Основные переменные сегментирования рынка товаров производственного назначения:

Демографические переменные:

  • Отрасль. Какие именно отрасли промышленности следует обслуживать?
  • Размеры потребителей. Фирмы какого размера следует обслуживать?
  • Местонахождение. Какие географические регионы следует обслуживать?

 

Операционные переменные:

  • Технология. На каких технологиях потребителей следует сосредоточить внимание?
  • Статус пользователя. Каких потребителей мы выбираем: с высокой, умеренной или низкой активностью потребления?
  • Объем требуемых товаров/услуг. Каких потребителей мы будем обслуживать: тех, кому требуются товары и услуги в большом объеме, или тех, кто нуждается в небольших партиях?

 

Практика закупок:

  • Организация снабжения. Как будут осуществляться закупки — централизованно?
  • Профиль компании. Мы будем работать с промышленными компаниями, финансовыми или занятыми в других областях?
  • Структура существующих соотношений. Следует ли обслуживать компании, с которы­ми уже установлены прочные связи, или попытаться заполучить более перспективных клиентов?
  • Политика в области закупок. Какие следует обслуживать фирмы: предпочитающие полу­чать услуги на основе лизинга, с заключением контракта на обслуживание или комплект­ные поставки?
  • Критерий закупок. Какие следует обслуживать фирмы: те, которые уделяют первостепен­ное внимание качеству, уровню обслуживания или цене?

Ситуационные факторы:

  • Срочность. Какие компании следует обслуживать: те, которым может потребоваться срочная и непредвиденная поставка товаров, или те, которые отдают приоритет уровню обслуживания?
  • Область применения. Следует ли сосредоточить внимание на использовании товаров по определенному назначению или на различных вариантах использования?
  • Размер заказа. Следует ли сконцентрировать внимание на больших заказах или мелких партиях?

 

Особенности личности покупателя:

  • Сходство покупателя и продавца. Следует ли обслуживать фирмы, сотрудники которых по многим признакам схожи с нашими?
  • Отношение к риску. Каких потребителей следует обслуживать: любящих рисковать или избегающих малейших опасностей?
  • Лояльность. Следует ли обслуживать фирмы, которые проявляют высокую степень пре­данности своим поставщикам?