Сегменты рынка
Рынок, как правило, образует группы потребителей с совершенно различными нуждами и желаниями. Каждая такая группа - определенный сегмент рынка с отличающимися характеристиками потребителей. Процесс деления рынка на такие группы называется “сегментацией” или “целевым маркетингом”.
В определенном смысле сегментация - стратегия, используемая продавцом для концентрации и, следовательно, оптимизации использования своих ресурсов на рынке. С другой стороны - это ряд процедур, используемых продавцами для сегментирования рынка.
Основные переменные сегментирования потребительских рынков:
Географические признаки:
- Регион
- Город
- Плотность Климат
Демографические признаки:
- Возраст
- Размер семьи Жизненный цикл семьи
- Пол Уровень дохода
- Род занятий
- Образование Религиозные убеждения
- Раса Поколение
- Национальность
Психографические признаки:
- Образ жизни.
- Особенности личности
Поведенческие признаки:
- Повод для совершения
- покупки
- Искомые выгоды
- Интенсивность потребления
- Статус пользователя
- Степень лояльности
- Степень готовности к покупке
- Отношение к товару
Основные переменные сегментирования рынка товаров производственного назначения:
Демографические переменные:
- Отрасль. Какие именно отрасли промышленности следует обслуживать?
- Размеры потребителей. Фирмы какого размера следует обслуживать?
- Местонахождение. Какие географические регионы следует обслуживать?
Операционные переменные:
- Технология. На каких технологиях потребителей следует сосредоточить внимание?
- Статус пользователя. Каких потребителей мы выбираем: с высокой, умеренной или низкой активностью потребления?
- Объем требуемых товаров/услуг. Каких потребителей мы будем обслуживать: тех, кому требуются товары и услуги в большом объеме, или тех, кто нуждается в небольших партиях?
Практика закупок:
- Организация снабжения. Как будут осуществляться закупки — централизованно?
- Профиль компании. Мы будем работать с промышленными компаниями, финансовыми или занятыми в других областях?
- Структура существующих соотношений. Следует ли обслуживать компании, с которыми уже установлены прочные связи, или попытаться заполучить более перспективных клиентов?
- Политика в области закупок. Какие следует обслуживать фирмы: предпочитающие получать услуги на основе лизинга, с заключением контракта на обслуживание или комплектные поставки?
- Критерий закупок. Какие следует обслуживать фирмы: те, которые уделяют первостепенное внимание качеству, уровню обслуживания или цене?
Ситуационные факторы:
- Срочность. Какие компании следует обслуживать: те, которым может потребоваться срочная и непредвиденная поставка товаров, или те, которые отдают приоритет уровню обслуживания?
- Область применения. Следует ли сосредоточить внимание на использовании товаров по определенному назначению или на различных вариантах использования?
- Размер заказа. Следует ли сконцентрировать внимание на больших заказах или мелких партиях?
Особенности личности покупателя:
- Сходство покупателя и продавца. Следует ли обслуживать фирмы, сотрудники которых по многим признакам схожи с нашими?
- Отношение к риску. Каких потребителей следует обслуживать: любящих рисковать или избегающих малейших опасностей?
- Лояльность. Следует ли обслуживать фирмы, которые проявляют высокую степень преданности своим поставщикам?