Основные положения стратегии выбора и реализации товара (услуг)
Для каждого товара (услуги) требуется разработка специфической стратегии. Однако можно отметить четыре базовые стратегии роста объема продаж и прибыли:
- проникновение на рынок
- разработка продукта
- расширение рынка
- диверсификация товара (услуг)
Они связаны так называемой матрицей Ансоффа
Одним из важнейших элементов теории маркетинга является понятие жизненного цикла товара и его основных стадий. Основные стадии жизненного цикла товара и свойственные им некоторые маркетинговые характеристики :
4 этапа жизненного цикла товара:
- Выведение на рынок – период медленного сбыта по мере выхода товара на рынок. Прибыли нет.
- Этап роста – период восприятия товара рынком, быстрого роста продаж и прибыли.
- Этап зрелости – замедление темпов роста в связи с насыщением. Прибыль стабильна.
- Этап упадка – резкое снижение продаж и прибыли.
На этапе роста сбыт зависит от процессов признания и распространения (диффузии). Признание состоит из следующих этапов:
- знание (человек узнает о товаре и его функционировании)
- убеждение (человек формирует благоприятное или нет отношение к товару)
- решение (выбор: принять - отвергнуть)
- реализация (человек использует товар)
- подтверждение (человек ищет подкрепление и может переменить решение, если столкнется с противоречивой информацией)
Распространение характеризуется тем, как элементы целевого рынка признают и приобретают товар. Различают следующие группы потенциальных потребителей:
1. Новаторы - 2,5%. Их характеризует склонность к эксперименту, риску, они социально динамичны, коммуникабельны, космополитичны.
2. Быстро признающие лица - 13,5%. Им нравится руководить, они любят престиж, формируют мнение.
3. Быстро признающее большинство - 34%. Эти лица занимают определенное социальное положение, коммуникабельны, внимательны к информации.
4. Медленно признающее большинство - 34%. Это лица более низкого социального положения, старые, среднего возраста, скептики.
5. Консерваторы - 16%.
На этапе зрелости цель маркетинга - сохранение путем:
- модернизации и модификации товара
- внедрения в новые области применения
- увеличения рыночной сегментации
- увеличения потребление товара существующими потребителями
- изменения маркетинговой стратегии
При снятии товара необходимо:
- тщательно анализировать тенденции продаж
- своевременно оповестить рынок
- позаботиться о запасных частях
- выполнить гарантийные обязательства