Правовые основы работы с информацией в Российской Федерации. (ОИК)

До середины 20-х гг. XX в. под информацией (в переводе с латыни - ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались "сообщения и сведения", передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики. [4]

В связи с развитием средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передачи информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации. Появились разные теории, и понятие "информация" начало наполняться разным содержанием.

В 1949 г.К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью "Математическая теория связи", в которой были предложены вероятностные методы для определения количества передаваемой информации. Однако такие методы описывают лишь знаковую структуру информации и не затрагивают заложенного в ней смысла (в сообщении, сведениях).

В 1948 г.Н. Винер предложил "информационное видение" кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах. Под информацией стали понимать не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией.

Уже много лет развивается семантическая теория информации, которая изучает смысл, содержащийся в сведениях, полезность и ценность этих сведений для потребителя. В этой связи существенным становится субъективный подход, основанный и на априорной подготовленности субъекта к восприятию таких сведений или сообщений и с их новизной для субъекта и с их полезностью (или ценностью) для принятия им решений, направленных на достижение поставленных целей.

Термин "информация" и связанные с ним термины сегодня широко применяются и законодателем.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информацию как "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (ст.2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого предмета, добавим: в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность "вывести" из понятия "информация" программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую.

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах. Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности.

К началу 90-х гг. произошли качественные изменения в военно-политической и научно-технической сферах, заставившие во многом пересмотреть государственную политику в области защиты информации в целом.

Во-первых, информационные технологии принципиально изменили объем и важность информации, обращающейся в технических средствах ее передачи и обработки.

Во-вторых, в России отошла в прошлое фактическая государственная монополия на информационные ресурсы, в частности получило конституционное закрепление право гражданина искать, получать и распространять информацию.

В-третьих, прежний административный механизм управления защитой информации стал и невозможен, и неэффективен, в то же время необходимость межведомственной координации в сфере защиты информации объективно возросла.

В-четвертых, завершилась острая военно-политическая конфронтация между СССР и странами НАТО, начавшееся контролируемое сокращение вооружений и развитие мер доверия в военной области потребовали обеспечить разумное сочетание мер открытости и мер по защите государственной тайны.

В-пятых, в связи с усиливающимся включением России в международное разделение труда, укреплением экономических, культурных, гуманитарных контактов с другими государствами многие режимно-ограничительные меры, облегчавшие защиту информации, например система регионов, закрытых для посещения иностранными гражданами, стали неприемлемы.

Следует особо отметить, что политическая ситуация, сложившаяся в мире в результате прекращения "холодной войны" между Западом и Востоком, по существу не затронула такого ее атрибута, как разведка. Ведущие западные страны продолжают модернизировать и развивать свои разведывательные службы, совершенствовать техническую разведку, наращивать ее возможности. Наряду с традиционными приоритетами иностранных технических разведок в сферу их интереса все в большей вовлекаются вопросы технологий, финансов, торговли, ресурсов, доступ к которым открывается в связи с конверсией, развитием международных интеграционных процессов, широким внедрением компьютерных технологий.

В этих условиях слепое следование оправдавшим себя в прошлом решениям непременно привело бы к ущербу государственным интересам России в военной, политической, экономической и других областях. Требовалось совершенствование как сложившейся системы защиты информации в организационном плане, так и концептуальных, методологических подходов к защите информации от иностранной технической разведки и от ее утечки техническим каналам.

Законодательство о средствах массовой информации в России традиционно развивалось, прежде всего, как «цензурное право».

Главным принципом функционирования средств массовой информации в правовом государстве является свобода массовой информации. понятие свободы массовой информации, как возможность беспрепятственно распространять средствами массовой информации в адаптированной для восприятия форме сведения, отражающие реальные события и предназначенные для неопределенного круга лиц.

В юридической науке высказывались мнения как в пользу целесообразности правового регулирования отношений, складывающихся в сфере свободы массовой информации, так и против него.

Противники такого регулирования обосновывают свою позицию тем, что законодательное регулирование свободы - это всегда определенного рода ограничения, устанавливаемые субъективной волей законодателя. В таком случае, свобода массовой информации «загоняется» в строго очерченные законодательные рамки, которые могут быть сужены, в зависимости от политических интересов.

целесообразность такого регулирования, обосновывая это тем, что правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере свободы массовой информации, необходимо для того, чтобы установить правовые формы реализации данной свободы и запретить любые злоупотребления. Свобода массовой информации должна реализовываться в определенных законодательных рамках, для того, чтобы выполнять все свои функции в обществе. Необходимо, чтобы право защищало свободу массовой информации от ограничений и различного рода ущемлений

все это достигается посредством закрепления в Конституции соответствующих норм, а также разработки соответствующего Конституции законодательства.

Конституция Российской Федерации 1993 г., впервые в российской истории, конституционно закрепила понятие «свобода массовой информации» и дала этой свободе высшую конституционную гарантию: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (часть 5 статьи 29 Конституции РФ).

Достоинством нормы является то, что она состоит из двух самостоятельных положений. Во-первых, гарантированность свободы массовой информации. В данном случае свобода провозглашается как принцип. Во-вторых, запрещение цензуры. Таким образом, свобода провозглашается как принцип, а не как независимость от цензуры. Этот подход представляется правильным, поскольку понятия «свобода массовой информации» и «запрет цензуры» не тождественны.

Положения Конституции РФ должны быть подкреплены правовыми и организационными механизмами для более полного выполнения провозглашенных в ней норм. Наиболее важными и сложными представляются при этом правовые механизмы, регулирующие взаимоотношения государственных органов власти, общества и средств массовой информации.

Проникновение информации во все сферы жизни, значение международного обмена информацией для всех без исключения государств, развитие новейших средств связи ставят проблему международного регулирования использования средств массовой информации в один ряд с другими широкомасштабными, глобальными процессами. Поэтому международное сообщество проявляет большой интерес к данному вопросу.

В работе отмечается, что международно-правовые основы свободы средств массовой информации представляют собой совокупность международно-правовых норм, объединенных в международно-правовые акты (конвенции, декларации, резолюции), предметом правового регулирования которых является как деятельность средств массовой информации, так и вопросы международного сотрудничества в сфере использования средств массовой информации.

Конституция Российской Федерации в статье 15, части 4, закрепляет, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Тем самым, устанавливается прямое действие общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров на территории Российской Федерации.

Рассматривая международные акты, регулирующие право человека на информацию, доступ к информации и касающиеся деятельности средств массовой информации, диссертант подразделяет их на следующие группы:

1. документы, составляющие фундамент международно-правового регулирования свободы средств массовой информации;

2. международно-правовые акты, предметом правового регулирования которых является деятельность средств массовой информации;

3. документы, регулирующие некоторые вопросы международного сотрудничества в сфере информации;

4. документы, регулирующие различные аспекты международной передачи информации и связи.

Рассмотрев положения основных международных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, можно сделать вывод, что положения Конституции Российской Федерации, Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», о свободе мысли и слова соответствуют международным стандартам, установленным Всеобщей декларацией прав человека (статьи 18, 19), Международным пактом о гражданских и политических правах (статьи 18, 19), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статьи 9, 10).

При анализе положений Декларации о средствах массовой информации и правах человека, принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы 23 января 1970 г. российским законодателям, при разработке новых и пересмотре действующих нормативных правовых актов, целесообразно учесть некоторые положения данной Декларации, что позволит провозгласить принципы функционирования средств массовой информации и защитить индивида от вмешательства прессы в его частную жизнь.

Целесообразность присоединения Российской Федерации к Европейской Конвенции о трансграничном телевидении 1989 г. Так, Россия, вступив в правовое поле, общее для соседних государств, получит возможность использовать механизм Конвенции для разрешения возможных коллизий практики трансграничного (зарубежного) ТВ и российского права. Также с присоединением РФ к Европейской Конвенции о трансграничном телевидении облегчится доступ российской аудиовизуальной продукции на европейский рынок, так как она получит больше прав рассматриваться странами Конвенции как европейская.

Развитие законодательства о средствах массовой информации в Российской Федерации должно идти с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, документов ООН и ЮНЕСКО, рекомендаций Совета Европы, с учетом директив Европейского Союза. Так, приведение российского законодательства в области СМИ в соответствие с вышеуказанными международными стандартами возможно несколькими способами: как путем их прямого воспроизводства в текущем российском законодательстве, так и путем принятия новых нормативных правовых актов.

В настоящее время базовым законодательным актом, регламентирующим основные вопросы деятельности средств массовой информации, является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации». И, хотя он был принят 11 лет назад, в целом, закон остается эффективным и в настоящее время, однако некоторые нормы, содержащиеся в нем, устарели. Также в нем не реализованы ряд вопросов, непосредственно связанных с распространением массовой информации.

Выводы по Закону: Любое радикальное изменение его структуры может повлечь за собой нарушение структурной сбалансированности и внутренней гармоничности Закона. В случае, если Закон претерпит структурные изменения, то всей системе государственных органов, редакциям средств массовой информации, журналистам потребуется большое количество времени для рецепции новых правовых норм, для наработки практики их применения. Поэтому, целесообразно, во-первых, законодательно урегулировать отношения, не реализованные в Законе о СМИ путем принятия законов об основах экономических отношений в сфере массовой информации, о прозрачности отношений собственности на средства массовой информации, об ограничении концентрации средств массовой информации и других; во-вторых, необходимо принять законы, прямо вытекающие из Закона о СМИ, такие как о праве на доступ к информации, о порядке формирования и деятельности Федеральной и региональных комиссий по телерадиовещанию, о телерадиовещании и другие.

С течением времени некоторые используемые также в Законе термины устарели, за это время в оборот были введены новые юридические понятия. Все это требует приведения используемой в Законе терминологии в соответствие с другими федеральными законами.

Принято значительное число законов, касающихся отдельных направлений деятельности средств массовой информации, регламентирующих деятельность отдельных видов средств массовой информации или определенных аспектов их деятельности.

Существуют положения законодательства Российской Федерации, касающиеся исключительного случая ограничения свободы массовой информации. Данная норма содержится в ст. 12 Федерального Конституционного Закона РФ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении». Установленная этой статьей предварительная цензура делает невозможной подготовку нежелательных для властей публикаций, а арест печатной продукции и изъятие множительной аппаратуры — их распространение.

Общественные отношения, возникающие по поводу распространения рекламы в средствах массовой информации, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 14 июля 1995 года «О рекламе». Он вводит целостную систему ограничений в зависимости от характера рекламируемого товара и от способа распространения рекламной информации.

К достоинствам Закона можно отнести: полный запрет на рекламу во время трансляции детских и религиозных передач; временные ограничения на рекламу одного и того же товара; ограничения на распространение рекламы алкогольных напитков и табачных изделий; установление правил рекламы оружия и медикаментов, финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг; регламентация вопросов спонсорства; наличие санкций за нарушение предписаний данного Закона. Но из содержания Закона о рекламе не ясно, осуществляется ли распространение рекламных сообщений посредством средств массовой информации за плату или безвозмездно. Поэтому принципы взимания платы, а, самое главное, ее форма (денежная, посредством оказания услуг, др.) законодательно не определена. Закон о рекламе не распространяется на политическую рекламу, на частные объявления граждан, если они не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Помимо законов, статус средств массовой информации на федеральном уровне определяется также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами министерств, ведомственными инструкциями.

В сфере правового регулирования деятельности средств массовой информации указы Президента РФ разделяются на две группы:

-указы, устанавливающие нормативные предписания для неопределенного круга субъектов права (рассчитаны как на долговременное применение, так и для решения насущных проблем в конкретно-исторический период);

-указы, регламентирующие информационные общественные отношения с ограниченным кругом субъектов права (устанавливают правовой статус конкретных средств массовой информации, полномочия компетентных органов государственной власти в области СМИ).

Постановления Правительства Российской Федерации принимаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов РФ, указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ). С их помощью реализуются предписания Конституции РФ, законов, указов Президента РФ в сфере деятельности средств массовой информации. Поэтому нормы, содержащиеся в постановлениях Правительства, играют важную роль в правовом обеспечении деятельности средств массовой информации.

Также можно выделить проблемы, связанные с недостаточностью в правовом регулировании функционирования сети Интернет. Все они требуют своего правового решения, но действующее законодательство ориентировано на традиционные отношения и при использовании глобальных компьютерных сетей не все его нормы оказываются применимыми. В связи с этим, решение указанных проблем осложняется. Необходимо правовое регулирование, связанное с использованием сети Интернет.

Конституция Российской Федерации разграничивает законодательную компетенцию между Федерацией, в целом, и ее субъектами, определяя перечни вопросов, входящих в исключительную компетенцию Федерации (статья 71), и вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации (статья 72). Вне пределов ведения Федерации и совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья. 73, статья 76 часть 4).

Средства массовой информации не упоминаются ни в одной из указанных статей, в связи с чем возникает вопрос: правомерно ли субъекты Федерации устанавливают собственное регулирование деятельности средств массовой информации?

В настоящее время во многих субъектах РФ существуют десятки нормативных правовых актов, определяющих статус журналистов, редакций средств массовой информации, издателей и других субъектов массово-информационного процесса. В некоторых субъектах РФ приняты собственные законы о средствах массовой информации, а в Республике Башкортостан - собственный Кодекс о средствах массовой информации. Также приняты законы о государственной поддержке СМИ, о порядке освещения в государственных СМИ деятельности государственных органов. Однако, многие положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о средствах массовой информации - это дословное воспроизведение подавляющего большинства положений федерального законодательства о средствах массовой информации. Избрав такой способ составления законов и подзаконных актов, иногда механически повторяя нормы, предусмотренные в законодательстве федерального уровня, субъекты РФ вольно или невольно воспроизводят и недостатки, присущие российским нормативным правовым актам.

Процесс становления законодательства субъектов Российской Федерации о средствах массовой информации продолжается.

«Правовое регулирование отношений средств массовой информации с государственными органами, гражданами, общественными организациями в Российской Федерации»

Функции и место СМИ в обществе определились как средство информирования общества, и как способ контроля общества за деятельностью власти. Вследствие этого, выделяются следующие правоотношения, возникающие между средствами массовой информации и государственными органами: в случае, когда государственный орган выступает в качестве учредителя (соучредителя) средства массовой информации; в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов и сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; связанные с предоставлением государственными органами, их должностными лицами сведений о своей деятельности по запросам редакций; при получении средствами массовой информации сведений о деятельности государственных органов посредством посещения последних.

Если государственный орган выступает в качестве учредителя (соучредителя) средства массовой информации, у него появляется право обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени. При использовании данного права региональные законодательные органы нередко обязывают редакцию бесплатно опубликовать принимаемые ими нормативные правовые акты. Вследствие этого, на практике возникают конфликты. При их разрешении следует исходить из того, что нормативные правовые акты органов государственной власти не входят в перечень обязательных к бесплатной публикации материалов. Для публикации нормативных и иных правовых актов органов государственной власти законодательством предусматривается создание специальных СМИ - бюллетеней, сборников, собраний актов, освобожденных от государственной регистрации и. уплаты регистрационных сборов.

Анализируя основной Федеральный закон от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», регулирующий распространение государственными СМИ информации о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, он, в целом, отвечает целям объективного информирования общественности о деятельности государственных органов власти. Однако, он имеет некоторую неточность в определении понятия «государственного средства массовой информации».

Одной из основных форм предоставления СМИ сведений о своей деятельности со стороны государственных органов являются ответы на запросы редакций СМИ. Порядок запроса информации журналистом и редакцией различается.

Среди органов и организаций, обязанных предоставить запрашиваемую информацию, в законодательстве РФ о средствах массовой информации не упоминаются органы местного самоуправления. В связи с этим выделяют проблему: средства массовой информации не могут направлять запросы об информации в городские законодательные собрания, мэрии, сельсоветы и т.д.

Доступ журналистов к материалам государственных органов производится на основе существующего в этих органах порядка аккредитации.

Помимо открытой информации существует информация ограниченного доступа.

Закон о СМИ определяет, что «воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны... должностных лиц государственных органов и организаций... законной деятельности» СМИ и журналистов влечет уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность. К «ущемлениям» свободы слова относится не только цензура, вмешательство в деятельность редакций, незаконное изъятие тиража, но и нарушение прав на получение информации, принуждение журналистов к распространению или отказу от распространения информации, установление ограничений на контакты с журналистами и передачу им информации (кроме охраняемой законом).

Правовое регулирование взаимоотношений средств массовой информации с гражданами и организациями построено таким образом, что каждому праву гражданина корреспондирует юридическая обязанность редакции средств массовой информации или должностного лица.

Законодательство РФ о средствах массовой информации, содержит нормы, предусматривающие ответственность за ущемление свободы массовой информации, за злоупотребление свободой массовой информации, за нарушение законодательства о средствах массовой информации, за причинение морального вреда.