ВОПРОС №1. «Слои» литературного произведения как исторические этапы освоения поэтической реальности: текст, «внутренний мир», «диалог согласия».

 

Словари русского языка характеризуют ряд смыслов слова «произведение». Для нас важен один из них: произведение как продукт немеханической деятельности человека, как предмет, созданный при участии творческого усилия (будь то фиксация научного открытия, плод ремесла либо высказывание философского или публицистического характера, либо, наконец, художественное творение).

ТЕКСТ:

Термин «текст» (от лат. textus — ткань, сплетение, соединение) широко используется в лингвистике, литературоведении, эстетике, семиотике, культурологии, а также философии. Это, отметил Ю.М. Лотман, «бесспорно, один из самых употребимых терминов в науках гуманитарного цикла. За словом «текст» стоит несколько разных, хотя и взаимосвязанных значений.

Текст для лингвиста — это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Текст четко отграничен от всего ему внешнего, от окружающей речевой и внеречевой реальности. Проще говоря, он имеет ясно выраженные начало и конец, составляя цепь (группу) предложений, которая является минимальной (неделимой) коммуникативной единицей

 

Тест в литературоведении — собственно речевая грань литературного произведения, выделяемая в нем наряду с предметно-образным аспектом (мир произведения) и идейно-смысловой сферой (художественное содержание). Обсуждая вопросы теоретической поэтики, Ю.М. Лотман в начале 1970-х годов писал: «Следует решительно отказаться от представления о том, что текст и художественное произведение — одно и то же. Текст — один из компонентов художественного произведения <…> художественный эффект в целом возникает из сопоставлений текста со сложным комплексом жизненных и идейно-эстетических представлений»[595].

 

Различают три уровня ЛП (лит. Произв.): конструктивный, субъектно-объектный или духовно:органический.

 

Внутренний мир ЛП: Академик Лихачёв ввёл в науку понятие внутренний мир произведения словесного искусства, который обладает известной художественной цельностью. Отдельные элементы художественной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определённой систем, художественном единстве. Внутренний мир существует не сам по себе и не для самого себя. Он зависит от реальности, отражает мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение.

 

Бахтин – согласие – важнейшая диалогическая категория. Ибо единство человечества мыслится Бахтиным не как природное одноединственное, а как диалогическое согласие несличнных двоих или нескольких.Среди различных отттенков диалогического согласия Бахтин называет наслаивание: смысла на смысл, усиление путём слияния, сочетание многих голосов, дополняющих понимание.

ДИАЛОГ СОГЛАСИЯ – противопоставлен монологизму. Нельзя работать с диалогом как с вещью. Вещь и личность – 2 предела познания. Личность никогда не дублируется. Формалисты и структуралисты не учитывали, что надо двигаться к личности, а идёт монолог о сути вещи. Вместо изучения объекта Бахтин вводит понятие диалога (бытия). Два личностных сознания – минимальная единица бытия. В диалоге согласия преодолевается уклон в индивидуализм, так и преодолевается безличность. Диалог согласия возникает на фоне русской соборной традиции «я для себя», согласие – слияние предстоящего «ты».