Билет 20

.Экспериментальное строительство второй половины 1950-х годов в Москве. Цели, задачи, стилевые особенности.

Важную роль в послевоенной архитектуре сыграло типовое проектирование, получившее развитие в 1945–1954 гг. Это было время создания новой методологии типового проектирования – серийного метода при централизованном изготовлении унифицированных элементов. И.Жолтовский считал, что массовое типовое – вот что в первую очередь должно быть прекрасным. Поэтому необходимо создавадь типы удобного, экономичного, красивого жилья. Нужно разрабатывать грамотные, высококачественные стандарты конструкций и архитектурных деталей. Удешевление и индустриализация массового строительства, стандартизация и типизация не противоречат, а способствуют задаче создания красивой, величественной и радостной архитектуры. На этом пути имеется полный простор для новаторства.
Начало нового этапа развития советской архитектуры ознаменовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" (1955). В результате коренной перестройки архитектурно-строительного дела предполагалось создать архитектуру современного социалистического города.
С конца 1950-х годов создаются крупные массивы преимущественно на свободных городских землях. Началось строительство многоэтажных односекционных крупноблочных зданий башенного типа.

 

2.Арх. Д. Солопов

Известный советский архитектор Дмитрий Сергеевич Солопов, жил и работал в Москве в 1929-2007 годы. После окончания в 1953 году Московского архитектурного института (МАРХИ) он пришёл работать архитектором в институт «Моспроект», где трудился с 1953 по 1960 год. С 1961 по 1964 год Д.С. Солопов руководил группой архитекторов, занятых в сфере проектирования жилищно-гражданского и коммунального строительства, а с 1964 по 1969 год был главным архитектором проекта. Позже, в течение пятнадцати лет, он трудился в Управлении «Моспроект-2», где с 1979 года занимал должность руководителя мастерской.

С начала шестидесятых годов Д.С.

Солопов активно и успешно занимался проектированием и строительством московских кинотеатров. В это время были построены специализированный детский кинотеатр на Арбате, кинотеатры «Волга», «Первомайский», киноконцертный зал на Ленинском проспекте, широкоформатный кинотеатр «Россия». В то же время он не оставлял своих работ по проектированию универсальных театральных зданий с возможностью трансформирования зала и сцены. Эти его разработки нашли себе практическое применение в Доме актёра Всероссийского театрального общества, клубе объединения «Заря», Российского культурного центра у Краснохолмского моста, театра песни А. Пугачевой на Сухаревской площади, театра «Ромэн».

В семидесятые годы работники мастерской под руководством Д.С. Солопова выполнили ряд работ по проектированию проспекта Сахарова и части прилегающей территории в Сокольниках. В это же время были построены здания Министерств радиотехнической и авиационной промышленности, а так же научно-экспозиционной оранжереи «Климатрон» в Главном ботаническом саду. К работам Д.С. Солопова относятся и павильон «Охрана природы» на территории ВДНХ, позже переименованной в ВВЦ, и Олимпийский универсальный зал «Дружба» в Лужниках и Олимпийский тренировочный бассейн «Чайка. Непосредственное участие Д.С. Солопов принимал в разработке проектов застройки Крымской, Сухаревской и Тургеневской площадей, Красных Ворот и многих других, важных в градостроительном плане, территорий столицы.

Основные объекты, построенные при участии Д.С. Солопова:
- Пушкинская площадь, 2 (1961, кинотеатр «Россия», совместно с Ю.Н. Шевердяевым, Э.А. Гаджинской);
- Охотный Ряд 2 (1976-1980, гостиница «Москва», 2-я очередь, совместно с А.Б Борецким, А.А. Дзержковичем, И.Е. Рожиным, В.А. Щелкановцевой);
- Харитоньевский Малый пер. 12 (1980, административное здание, арх. М.Н. Казарновский, А.Н. Колчин, Д.С. Солопов);
- Мясницкая 35 (1989, административное здание).

3.Зарисовка: Новый МХАТ в Москве, 1973г, В. Кубасов, В. Ульянов.