Причины изменения творческой направленности в советской архитектуре второй половины 1950-х годов.

В 1953 г умирает Сталин, вместе с ним и заканчивается стиль сталинского ампира.

 

В 1955 г. вышли постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, посвященные строительству и архитектуре. Первое из них от 23 августа 1955 г. «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» четко определяло задачи строителей, проектировщиков и научных учреждений в ускорении процесса внедрения полносборного строительства, указывало на необходимость совершенствования технологии заводского производства и теории расчета конструкций, повышение строительных и эксплуатационных качеств промышленных, гражданских и сельскохозяйственных зданий и сооружений.

Вслед за этим 4 ноября 1955 г. было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», где была подвергнута резкой критике существовавшая направленность архитектуры, ее оторванность от всестороннего учета материальных факторов и сторон реального строительного процесса. Было показано, что этот отрыв препятствует развитию индустриальных методов возведения зданий.

«Наличие крупных недостатков и извращений в архитектуре в значительной мере объясняется тем, что быв. Академия архитектуры СССР (президент т. Мордвинов) ориентировал архитекторов на решение главным образом внешних сторон архитектуры, в ущерб удобствам планировка, технической целесообразности, экономичности строительства и эксплуатации зданий. Эта ошибочная направленность нашла отражение в работе многих архитекторов и проектных организаций и способствовала развитию эстетских вкусов и архаизма в архитектуре».

Большим событием того же года был созыв Второго съезда советских архитекторов, проанализировавшего развитие нашего зодчества за прошедшие после Первого съезда 18 лет и подчеркнувшего значение новаторства и тесного взаимодействия в творчестве архитекторов, строителей и конструкторов.

Все эти события середины 50-х годов открыли собой третий современный период развития советской архитектуры.

В 1956-57 годах были проведены конкурсы на типовые проекты дет садов, школ, больниц, кинотеатров и клубов. Конкурсы способствовали разработке проектов зданий и сооружений массового назначения, подчиненных требованиям модульной координации их планировочных и конструктивных параметров. Конструктивные решения в этих проектах ориентировались на индустриальные методы строительства из сборных элементов заводского изготовления.

Практика показала, что целесообразно укрупнения общественных зданий.

Среди различных планировочных схем наиболее удачна группа блоков, объединенных теплыми переходами и одноэтажными вставками административно-хозяйственных помещений. Пример – типовой проект сад-ясли на 280 детей, построенный в 10м квартале Новых Черемушек (И. Кастель, С. Сперантова).

В арх-композиционном решении уделялось внимание масштабу зданий детских учреждений в соотнесении с масштабом жилой застройки, цветовому решению.

Экспериментальное крупнопанельное здание детского сада-яслей на 140 мест Ташкентского домостроительного комбината (В. Спивак, Е. Ясногородский, А. Ган, Б. Третьяков).

Существенные изменения наметились в архитектуре школьных зданий: укрупнение школ, что позволяет делать более развитые спортзалы, актовые залы, библиотеки и т.п.; принцип четкого деления на учебные блоки для младших, средних, старших и блоки общешкольных помещений.; отказ от 4х и 5и эт зданий в пользу 3х этажных. (школа в Новых Кузьминках на 2032 ученика – И. Кастель и др.).превращение школы в центр не только учебной, но и внешкольной воспитательной и спортивной работы.

В 60-е годы появляются профессионально-технические училища.

Типовые проекты отдельно стоящих магазинов. С середины 60х годов небольшие отдельностоящие здания магазинов, кафе, ателье стали заменяться комплексными торгово-общественными центрами микрорайонов и жилых районов. (комплексный центр микрорайона Мустамяэ в Таллине – А. Янес, 1970).

Проспект Калинина в Москве – пример общегородского торгового центра.

Новый тип магазина – «универсам».

Особое внимание – интерьер кафе.